ZARA, Uniqlo, McDonald’s и Apple возвращаются в Россию?

2025-09-04 15:36:50 Время чтения 2 мин 182

ZARA и Uniqlo подали в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков в России. Есть ли у них реальные планы по возвращению в Россию?

Вероятность того, что эти компании вернутся на российский рынок стремится к нулю. Действия ZARA и Uniqlo по регистрации товарных знаков направлены на обеспечение правовой безопасности. Это распространенная практика, к которой ранее прибегали многие другие компании, такие как Apple, Kia, GAP, Hyundai, McDonald’s и IKEA и др. 

Эти компании покинули российский рынок в 2022 году, а согласно статье 1486 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) “правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена, если товарный знак не использовался непрерывно в течение трёх лет с даты регистрации или выдачи лицензии”. 

Регистрация товарных знаков позволит защитить бренд, в т.ч. от “патентных троллей”, и бороться с контрафактом. “Патентные тролли” – это компании, которые регистрируют на себя известный, но незарегистрированный бренд, чтобы потом требовать деньги с тех, кто его использует, не ведя при этом собственный бизнес. Такие действия расцениваются как злоупотребление правом, но формально не нарушают закон. 

Из-за специфики процедуры регистрация товарного знака в Роспатенте займет от 6 месяцев.

Таким образом, регистрация товарных знаков ZARA и Uniqlo в России может быть как подготовкой к возможному возвращению, так и мерой по защите интеллектуальной собственности от неправомерного использования. Второй вариант пока более вероятен.