Эксперты рассказали о гидрокомпенсаторах и почему качество моторного масла так важно

2025-12-12 09:35:59 Время чтения 3 мин 91

Многие автовладельцы даже не слышали о такой процедуре, как регулировка клапанов, хотя раньше это была рядовая операция. Сегодня эту задачу выполняют гидрокомпенсаторы — устройства, автоматически регулирующие тепловой зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала.

Что это за элементы и как продлить их жизнь? Разберемся с экспертами Teboil.

Гидрокомпенсатор — это миниатюрный гидроцилиндр, изменяющий свою длину в соответствии с объемом поступающего внутрь моторного масла. В состав гидрокомпенсатора входят цилиндр, плунжер и пружина, позволяющая плунжеру двигаться внутри цилиндра. Также шариковый клапан, через который масло нагнетается в полости гидрокомпенсатора, и масляные каналы.

При запуске двигателя масло под давлением заполняет полость компенсатора, выдвигая плунжер и устраняя зазор. Когда кулачок вала давит на толкатель, часть масла выдавливается, обеспечивая необходимый тепловой зазор. Использование гидрокомпенсаторов исключает необходимость ручной регулировки и уменьшает износ деталей ГРМ.

Однако иногда гидрокомпенсаторы начинают стучать. Обычно это звонкий стрекочущий звук, частота которого зависит от числа оборотов двигателя. Стук может появляться на холодном моторе и пропадать после прогрева — это часто связано с высокой вязкостью непрогретого масла, которая препятствует быстрому заполнению полостей. Эксперты рекомендуют использовать моторное масло класса вязкости, подходящего под климатические условия региона.

Недостаток объема масла также может быть причиной стука гидрокомпенсаторов. Использование масла с меньшей вязкостью, чем рекомендует производитель, еще одна из возможных причин стука «на горячую». Моторное масло должно иметь достаточную вязкость при рабочих температурах.

Проблема стука может быть связана с падением давления в системе смазки. Несвоевременная замена масла или использование некачественных смазочных материалов могут спровоцировать образование шламовых и лаковых отложений на деталях ДВС, в том числе в масляных каналах и клапане гидрокомпенсатора.

Также стук гидрокомпенсатора может быть спровоцирован выходом из строя самого устройства, например, износом или заклиниванием плунжерной пары. Игнорирование проблемы может привести к ускоренному износу деталей ГРМ и двигателя в целом.

Помните, что проще предотвратить поломку, чем сталкиваться с ее последствиями. Достаточно вовремя менять моторное масло, использовать только качественные продукты и следить за уровнем масла.