Доливка моторного масла, отличающегося от "родного", может поставить под угрозу работоспособность двигателя и ускорить его износ. Стоит ли рисковать капитальным ремонтом или заменой двигателя, чтобы сэкономить? Разбираемся в химических и механических процессах, которые происходят в двигателе при смешивании несовместимых масел, с экспертами Teboil.
Современное моторное масло — это сложный химический продукт, состоящий из базового масла (минерального, синтетического или их "микса") и пакета присадок, доля которого может достигать 5-30%. Именно этот пакет определяет ключевые свойства продукта:
и т. д.
Рассмотрим основные риски:
Главная проблема при смешивании — антагонизм химических компонентов. Наиболее яркий пример — моюще-нейтрализующие присадки (детергенты), отвечающие за поддержание чистоты в двигателе и нейтрализацию кислот, образующихся при сгорании топлива. Их эффективность измеряется щелочным числом (TBN). Производители используют для этого разные химические соединения:
При смешивании масел эти компоненты могут вступить в реакцию друг с другом, нейтрализуя друг друга или, что хуже, образуя нерастворимые соли.
Базовые масла также имеют разную химическую природу. Минеральные масла состоят из углеводородов различной структуры, в то время как синтетические имеют однородную и стабильную молекулярную структуру. Пакет присадок разрабатывается с учётом его растворимости в конкретной базе. При смешивании минерального масла с синтетическим возникает риск, что присадки из "синтетики" просто не смогут раствориться в минеральной основе и выпадут в осадок. Этот осадок — липкая, смолистая субстанция — становится основой для образования шлама и лаковых отложений на деталях двигателя.
Эффективность всего пакета снижается не пропорционально доле "чужого" масла, а лавинообразно. Например, деактивированные детергенты перестают удерживать продукты износа и нагар во взвешенном состоянии, что приводит к их осаждению в самых узких местах масляной системы. Противоизносные присадки (такие как ZDDP) могут быть заблокированы продуктами реакции других компонентов, оставляя трущиеся пары без защиты.
"Один из ключевых рисков заключается в том, что продукты реакции присадок и выпавший осадок образуют отложения — шлам. Он забивает сетку маслоприёмника, тонкие масляные каналы в коленчатом валу и головке блока цилиндров, каналы системы изменения фаз газораспределения и гидрокомпенсаторы. В результате получаем масляное голодание отдельных узлов и механизмов, а значит, и их ускоренный износ", — рассказали эксперты Teboil.
Деактивация противоизносных и противозадирных присадок ослабляет масляную плёнку на поверхностях трения:
Это приводит к прямому контакту металла с металлом, образованию задиров и резкому повышению интенсивности износа. При взаимной нейтрализации присадок масло начинает вспениваться под воздействием движущихся деталей. Масляный насос захватывает эмульсию вместо однородного масла. Такая эмульсия плохо смазывает, ухудшает отвод тепла и может вызвать падение давления в системе.
Под воздействием высоких температур масло начинает стремительно деградировать, теряя вязкость и защитные качества. Срок службы такой смеси сокращается: её свойства могут быть утеряны на 30-50% быстрее, чем у однородного продукта.
О проблемах в такой ситуации наиболее ярко будет сигнализировать стук в двигателе, падение давления масла на холостом ходу, перегрев двигателя и снижение мощности, а также увеличение расхода топлива.
Смешивать масло лучше, чем ездить вовсе без него, поэтому в безвыходной ситуации доливка другого масла возможна, однако важно понимать, что это лишь способ добраться до сервиса.
Следует также отметить, что для современных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и высокофорсированных турбомоторов любая доливка "чужого" масла категорически запрещена. Их системы смазки и экологии работают в режимах повышенных нагрузок, и любая дестабилизация свойств масла может привести к крайне быстрому выходу из строя турбокомпрессора или дорогостоящего сажевого фильтра.
"Единственным технически грамотным решением при низком уровне масла будет доливка идентичного продукта того же производителя. Любые эксперименты со смешиванием — это риск, поэтому экономия на канистре масла совершенно несопоставима со стоимостью ремонта или полной замены двигателя. В экстренной ситуации, если вы используете, например, масло Teboil, логичнее всего будет добраться до одноименной АЗС — скорее всего, нужное масло там найдётся", — советуют эксперты.
Правильный алгоритм действий при низком уровне масла...