Для кого: собственники бизнеса, директора по маркетингу, директора подразделений в e-commerce.
Цель: актуализировать понимание структурной сложности Яндекс Директ для формирования эффективной команды и процессов, для достижения целевых KPI.
Когда управленцу нужно принять решение о том, как использовать Яндекс Директ, то как правило возникает потребность оценить объем потенциальных работ.
Основные площадки размещения рекламы:
1.Поиск Яндекс
2.Рекламная сеть Яндекса (РСЯ):
Особенности площадок:
Крупнейшие внешние платформы, на которые идет размещение также через инструменты Яндекс Директ:
Подробнее: https://yandex.ru/support/direct/ru/general/yan
Яндекс - это экосистема из более 90 сервисов, которыми пользуются миллионы людей каждый день. При этом Яндекс Директ часть этой экосистемы, которая использует и саму экосистему и внешние площадки для размещения рекламы.
Распространенное мнение, что Яндекс Директ — это платформа с набором кнопок для «запуска таргета», является стратегической ошибкой. За последние годы Директ трансформировался в многомерную матрицу инструментов с высокой степенью автоматизации и вариативности.
Сегодня успех в работе с Директом определяет не знание функционала настройки, а стратегическое комбинирование инструментов, скорость тестирования гипотез, работа с аналитикой и выстроенные организационные процессы.
На середину 2025 года Яндекс Директ предлагает более 25 различных видов рекламных кампаний, которые можно разделить на 3 стратегических кластера. И конечно, особенно в E-commerce, возможно дополнительно подключать большой спектр внешних усиливающих сервисов. Далее рассмотрим кластеры.
Это перечень разного вида рекламных кампании для достижения измеримых KPI: e-commerce продажи, лиды, заявки, установки приложений.
Это рекламные кампании для работы с верхними этапами воронки: брендинг, охват холодной аудитории, визуальное воздействие.
Важно понимать, что каждая из рекламных кампаний имеет вариации по:
Это создает очень большое множество возможных комбинаций для рекламного размещения, привлечения аудиторий и тестирования разных гипотез в рекламе.
Позиционируется как брендформанс инструмент от Яндекс Директ. Позволяет делать размещение и привлекать аудиторию на поиске и в рекламной сети Яндекса.
Brandformance, или брендформанс, - это стратегия продвижения, которая сочетает в себе элементы брендинга и перфоманс-маркетинга и помогает достигать бизнес-целей. Например, одновременно повышать узнаваемость компании, привлекать заявки или увеличивать продажи.
Брендформанс можно реализовать и инструментами Кластеров 1 и 2, с их видами рекламных кампаний. Но промостраницы, ввиду особенностей логики и функционала, по естественным причинам выделены как отдельный инструмент.
Вывод для управленцев в E-commerce: вы управляете не рекламой, вы управляете гипотезами в реальном времени в матричной среде Яндекс Директ. При этом конкуренты и участники рынка, чье поведение влияет на ваши показатели, постоянно меняют стратегии, ставки и креативы (у Яндекс Директ свыше миллиона активных рекламодателей).
Если представить, что с конкурентами вы всегда в чем-то соревнуетесь, то здесь это не забег, и не соревнования автомобилями на трассе. Это похоже на мультигонки - вид соревнования, в котором команды должны преодолеть дистанцию по пересеченной местности на результат, но при этом маршрут до старта не известен и сочетает несколько видов спорта. Только в E-commerce с Яндекс Директ - это как делать пересечение местности на разных видах транспорта, в разных погодных условиях. Понадобятся примерно как в команде Формула 1 - менеджер, пилот, инженер, механик, аналитик, и другие, но еще и работать нужно в среде постоянно изменяющихся условий.
Точно неправильный подход - найти специалиста, который один раз настроил кампании и изредка их корректирует. Это гарантированно приводит к низкой эффективности. Отдать всё на откуп искусственному интеллекту Яндекс тоже не рабочий вариант для E-commerce. Передать всё в агентство, которое фактически также поставит одного или нескольких спецов на настройки и далее через аккаунтинг и отчеты-фантики будет создавать впечатление серьезной работы - также не спасет. Управляемый, масштабируемый результат не получите.
Правильный подход - создать для вашего E-commerce проекта систему, в которой постоянно генерируются, тестируются и масштабируются гипотезы.
1. Команда как экипаж готовый двигаться по любой пересеченной местности. Нужны не «настройщики», а пилоты-аналитики. Может состоять из комбинации внутренних и внешних спецов. Их компетенция не в знании интерфейса, а в умении быстро анализировать данные, формировать гипотезы (например, «связка видеоформата в РСЯ + ретаргетинг на 90 дней даст снижение CPO на 15%») и проверять их.
2. Процессы как навигационные карты. Должны быть внедрены четкие процессы:
3. Технологии и аналитика как штурвал и компас: Обязательно использование систем сквозной аналитики (Яндекс Метрика, CRM, ROAS-трекеры), которые предоставляют доказательные данные о вкладе рекламы в прибыль, а не просто о кликах.
Давайте еще взглянем на инструментарий Директа для анализа показателей рекламных кампаний. Мы рассмотрим лишь часть. То, что является штатным функционалом для анализа в Яндекс Директ. Итак, для анализа кампаний встроенный функционал “Мастер отчетов Яндекс Директ” на сегодня предлагает следующие группировки и показатели:
Да - это всё активно используется. Например, в текущих кампаниях Bombbar делаем еженедельный анализ по 25 из 27 показателей. Комбинируя с теми или иными группировками, в зависимости от целей. И часть показателей, контролируется на аномалии ежедневно.
В целом это тоже лишь часть. Если рассмотреть еще функциональные возможности Яндекс Метрики, как системы дополнительной углубленной аналитики, то можно удваивать функциональные возможности.
Просто это еще один абстрактный пример. Строительство - это та область, которая интуитивно понятна многим управленцам.
Итак, ваш бизнес и ваша рыночная ситуация уникальны - ведь E-commerce изначально про емкие бизнес-цели, активное развитие. Шаблонные решения здесь обречены. Вам нужны партнеры, способные помочь спроектировать и построить уникальный объект, аналогов которому еще не существует - индивидуальную, желательно доминирующую на рынке бизнес-модель, систему маркетинга.
Иначе говоря, представьте, что вы девелопер с амбициозной целью построить уникальный проект в виде «Москва-Сити». Это комплекс сооружений, которых еще никто никогда на практике не строил. Нет такого опыта ни у кого в стране. Проект как всегда имеет ограничения в ресурсах (деньги, время и т.д.). Попробуйте ответить себе на вопрос, что будет важно именно в процессах менеджмента проекта для достижения результата? Поверьте, это же важно и в процессах менеджмента в работе с матрицей Яндекс Директ в E-commerce.
Управляемость и предсказуемость результата обеспечиваются выстроенными организационными процессами и многоуровневым контролем. Система с четкими ролями, фиксацией задач, процессов, гипотез, ошибок — это то, что позволяет приблизиться к управляемым KPI, масштабировать инвестиции и получать предсказуемые результаты.
Инвестиции в Яндекс Директ для E-commerce — это не только бюджет на коммуникацию с целевой аудиторией. Это, в первую очередь, инвестиции в выстраивание эффективной системы управления работой в многомерной матрице Яндекс Директ. Именно это разделяет компании, которые просто тратят деньги на рекламу и не могут крупно масштабироваться в целевых результатах, и тех, кто последовательно получает из нее прогнозируемый результат и рост.