Вначале было слово. А потом появился печатный станок… Ко Дню российской полиграфии 19 апреля - статья о развитии и современных тенденциях отрасли.
Любопытный факт: оказывается, книгопечатание изобретали аж трижды, ещё задолго до появления в Германии знаменитого станка Гутенберга.
Как пишут во всезнающей Википедии, первой печатной книгой стал буддийский свиток-амулет. Он появился благодаря древнему методу ксилографии — печати с гравированной доски из дерева — в Корее, примерно в 700-х годах нашей эры.
Китай не отставал от соседей. Вернее, и очень даже возможно, что здесь печатную книгу «издали» даже раньше (по некоторым данным) — в 581 году. Однако первый точно датированный печатный текст из Китая — ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры 868 года.
И, наконец, 1445 год! Эту дату принято считать официальной датой изобретения книгопечатания. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг создал первый типографский станок. Отдельные металлические буквы — литеры — красили и помещали в специальные ячейки в нужном порядке, а после прижимали к листу бумаги, получая точный оттиск страницы. На станке Гутенберга можно было изготовить до 100 оттисков листа всего за 1 час. Неслыханная скорость печатания для Средневековья!
Россия опоздала с книгопечатанием на столетие. Только в 1564 г. первопечатник Иван Федоров выпустил первую книгу «Апостол».
Перенесемся на несколько веков вперед: как же развивалась отрасль полиграфии в России в последнее столетие?! Крупные полиграфические предприятия в Советском Союзе успешно работали не только в Москве, но и в других городах (и даже не в крупных). Газеты, журналы, книги были обязательной частью жизни советских граждан. После распада Союза полиграфическим «гигантам» достойную конкуренцию составили частные полиграфические фирмы.
Несмотря на то, что интернет-технологии стали серьезными конкурентами “бумаге”, полиграфический рынок уверенно борется за клиентов. Типографии адаптируются к реалиям и находят свои точки роста. Помимо традиционной печатной продукции — газет, журналов и книг — полиграфисты предлагают услуги по изготовлению высококачественной печатной рекламной продукции. По данным Росстата, объем производства полиграфической продукции в стране по итогам 2024 года достиг почти 433 млрд рублей. Это на 13 % больше, чем в 2023 году!
Интересно, что также увеличился почти на 9% по сравнению с позапрошлым годом — до 88,5 млрд рублей в 2024-м — сегмент печати этикеток и ярлыков. Это неудивительно, маркетплейсы сегодня развиваются так стремительно, а продавцы товаров онлайн стараются продавать привлекательную брендированную продукцию.
Впрочем, на российском полиграфическом рынке тоже есть нюансы последних лет: ранее столь популярная финская печать “импортозамещается” Китаем и другими странами Азии — так мы практически возвращаемся на пути своя, см. историю отрасли. Некоторые образцы дизайнерской бумаги для полиграфии, сложные варианты печати и постпечатной обработки пока возможно получить только за рубежом, и мы активно наращиваем партнерские связи с ними, чтобы клиенты могли получать нужное, не замечая особенностей полиграфической отрасли под давлением санкций.
Можно уверенно сказать: сегодня российская полиграфия переживает трансформацию. Новейшие печатные технологии позволяют работать практически с любым материалом: от текстиля до металла и стекла. Терминологически, конечно, это уже не совсем полиграфия — для многих направлений печати используются формулировки нанесения, особенно когда речь идёт о переносе изображений и текста на готовые изделия (мерч, сувениры, подарки и пр.), ткани, кожу, металл, пластик и пр.
В современной полиграфии используют следующие виды печати (нанесения):
Старая-добрая офсетная, прежде всего, — для печати больших и очень больших тиражей бумажной продукции. А струйная печать применима для небольших тиражей.
Прямая печать подходит для нанесения изображения не только на ткани, но и твёрдые поверхности: металл, дерево, стекло и др.
Цифровая печать особенно популярна. Идеальная технология для работы с бумагой и тканью. Главные плюсы: изготовление высококачественной и персонализированной продукции, небольшие тиражи, оперативность изготовления.
Широкоформатная печать - лучший вариант для изготовления наружной рекламы и другой большой по площади продукции.
Сублимационная печать или термоперенос используется для нанесения печати изображений из синтетического текстиля, керамических и стеклянных изделий, пластика, металла и стекла.
Ультрафиолетовая печать (УФ-печать) применяется для нанесения изображений и текста на самые разные материалы: пластик, дерево, картон, акрил. Выполняется УФ-отверждаемыми чернилами, которые образуют толстую пленку на поверхности. В результате заказчик получает качественное изображение «как в реальности».
Шелкография — технологию можно применять даже для изготовления штучных экземпляров изделий из ткани.
Флексография выгодна для средних и больших тиражей. Суть технологии — в термопереносе изображений. Используется в основном для текстиля. С помощью флексографии можно создать различные оптические эффекты. Голографию, “хамелеон”, светоотражение — такие изделия пользуются популярностью.
Один из ключевых трендов полиграфии сегодня связан с развитием цифровой печати. Эта технология позволяет печатать малые тиражи с высоким качеством исполнения и возможностью персонализации. Что особенно актуально, т.к. рекламный рынок сегодня строится вокруг конкретного потребителя.
Будет продолжаться автоматизация процессов на всех стадиях изготовления продукции. Для бизнеса — это важно в борьбе за клиентов! Новые технологические решения помогают снижать затраты, увеличивают скорость выполнения заказов и добиваться невероятного результата, привлекая взгляды и сердца.
Еще один тренд: экологичность, который не обошел стороной и полиграфическую отрасль. Использование переработанных материалов и эко-технологий позволяют снизить неблагоприятное воздействие полиграфической продукции на природу и становятся одним из основных “козырей” современных фирм, заботящихся о репутации и поддерживающих ответственное потребление.
Полиграфические компании, которые смогут эффективно использовать новые возможности, обязательно найдут себя в новой цифровой эпохе.
Поздравляем с Днем российской полиграфии всех специалистов отрасли! Желаем дальнейшего развития и процветания!