Будущее оптовых закупок в Китае: как искусственный интеллект и аналитика меняют рынок B2B

19 Мая Время чтения 9 мин 439

Роль искусственного интеллекта в оптовых закупках

AI занимается разработками и выполняет задачи в самых разных областях, включая торговлю и сферу закупок. При осуществлении закупок AI способен выполнять ряд важных функций, а также есть следующие преимущества:

·   Управление расходами

Еще одной полезной функцией ИИ является анализ затрат за определенный временной промежуток, а также выявление ситуаций, где вы могли во многом сэкономить. Программа способна сопоставить цены на закупку с рыночными индексами и посоветовать предложение, которое окажется наиболее выгодным.

·   Работа с возможными рисками

Если в цепочке поставок есть вероятность возникновения рисков, ИИ оперативно отследит ее. Это может оказать помощь в оптимизации расходов, ускорении обработки заказов.

·   Упрощение взаиморасчетов

Процесс взаиморасчета с поставщиками становится проще, особенно, если речь идет о больших платежах, устраняются часто допускаемые ошибки, вы не столкнетесь с различной вариацией мошенничества.

AI обеспечивает тщательно организованный процесс закупок, вы не столкнетесь с отсутствием позиций своего товара или недостаточным ассортиментом, что может привести к потере клиентской базы, и с ситуацией наоборот, когда излишек продукции, тем более, если говорить про сезонные и скоропортящиеся категории, ведет к финансовым потерям. 

Вы всегда сможете планировать свои доходы и расходы. Ведущую позицию в ведении и продвижении бизнеса занимает навык прогнозирования спроса. ИИ справится с изучением финансовых возможностей покупателя и деятельности конкурентов, корректировкой предоставляемой продукции, изменением цен гораздо эффективнее и быстрее, чем человек. Также вы сможете сориентироваться в объемах и ценах закупки с помощью сопоставления вашего бюджета, ситуации на рынке, платежной способности покупателя и специфики спроса.

Ряд российских компаний уже внедряют технологии ИИ, например:

  • Natural Language Processing – понимание и обработка естественного языка
  • Machine Learning – создание самообучающихся компьютерных систем
  • Robotic Process Automation – автоматизация и роботизация рутинных процессов и задач

Возможности ИИ на этом не ограничиваются, в ближайшее время они расширятся до:

  • Систем автономного снабжения (в процессе закупок автоматизированные системы заменяют человека)
  • Предиктивной аналитики (автоматизированный анализ данных с целью предсказания событий на основе прошлого опыта и принятых решений)
  • Прескриптивной аналитики (не только анализ и прогноз, но и предложение конкретного плана действий)
  • Интеграции с блокчейном и loT (объединение двух технологий с целью создания безопасных автоматизированных систем для обмена данными между устройствами)

Примеры использования аналитики данных для улучшения закупок

Представьте, что вы являетесь крупной розничной сетью и решаете внедрить ИИ для оптимизации процессов закупок. Ваша команда сталкивалась с большим количеством рутинных задач и процессов, например, проверка документов, предоставленных поставщиками, прогнозирование продаж, создание заказов. Для оптимизации работы и сокращения временных затрат на выполнение данных заданий вы начинаете применять инструменты ИИ для автоматизации. 

Какой будет результат?

1. На основании анализа данных о продажах и оставшихся запасов на складах ИИ создает заказы, чтобы пополнить товар.

2. Система NLP проверяет документы от поставщиков на соответствие требованиям, что значительно уменьшает количество ошибок.

3. Автоматическое отслеживание сроков действия контрактов позволяет вовремя узнавать о необходимости их продления, просрочек больше нет.

4. Анализ исторических данных помог выбрать наиболее надежных поставщиков и партнеров, условия стали выгоднее.

Как итог, время выполнения рутинных процессов сократилось, что позволило сотрудникам компании сделать упор на более приоритетные задачи, например, установление контактов с поставщиками, анализ рынка и его тенденций. Эффективность и конкурентоспособность бизнеса значительно возросла.

Обратимся к примерам известных компаний и корпораций:

Unilever

Для прогнозирования спроса на свою продукцию компания использует ИИ, чтобы обработать данные продаж за определенные периоды для выявления циклов, цен, рыночных трендов, эффективности запуска рекламной кампании и акций, сезонности и сезонных товаров (например, рост продаж конкретного продукта накануне праздников). А также для проявления всех факторов, которые влияют на спрос, а также подключается к ERP-системам ритейловых сетей. Как итог, компания может более точно планировать продажи. Алгоритмы анализируют и другие ключевые пункты: изменения и колебания в экономике, например, уровень безработицы, покупательной способности, потребительские настроения.

Amazon

Компания использует ИИ для мониторинга и сравнения цен продукции конкурентов. ИИ проводит сбор данных об актуальных ценах, а затем предлагает оптимальные варианты закупки товаров по самой выгодной стоимости. Алгоритмы предложат не только лучшие цены, но и лучших поставщиков, сравнив их по различным критериям: качество товара, надежность и сроки поставок и так далее. Amazon Business использует аналитические инструменты ИИ для исследования привычек потребителей, на основе чего закупщики находят нужную продукцию и услуги, учитывая направление и спецификацию компании.

Resilinc

Платформа посредством анализа различных источников информации, будь то новости, социальные сети, СМИ, способна отслеживать цепочки поставок и предвещать предполагаемые риски. Потенциальные сбои могут быть устранены с помощью предложенных альтернативных решений.

Optio.ru

Optio.ru – инновационная платформа для оптовых закупок из Китая, где производители предлагают вам свои товары и цены напрямую.

 Что автоматизировано в Optio:

  • Скан цен на 1688
  • Проверка сертификатов

Модуль проверки сертификатов — определяет фальшивку по шаблону документа, QR-кодам, дате выпуска.

  • Анализ отзывов в WeChat

Анализ отзывов в китайских соцсетях — выявляет негатив и рейтинги на основе ключевых слов и тональности текста.

  • Поиск поставщика по фото (Visual AI)

Visual search — можно загрузить фото образца, и система находит похожие товары на Douyin и 1688.

Эти инструменты дают преимущество в скорости и качестве отбора.

Влияние технологий на рынок B2B

Для увеличения эффективности продаж ИИ крайне необходим. Искусственный интеллект способен сэкономить от одного до пяти часов в неделю. Инструменты предоставят наиболее точную информацию о потребностях клиентов, что поможет четче адаптировать продуктовые рекомендации, а поиск покупателей станет более результативным. Технологии также являются отличным помощником в создании писем необходимых шаблонов с вариативными акцентами, подтекстами, тонами, тактиками продаж. Один шаблон можно изменять под нужные версии, например, формальные или дружелюбные, что избавит вас от необходимости переписывать текст вручную. Кроме этого, ИИ способен установить автоматические сообщения и рассылки в ответ на определенные действия покупателей на различных каналах связи.

ИИ и CRM-системы способны к анализу поведения потребителей, что позволяет заранее предугадать возможные возражения и сценарий действия для их устранения. Не всегда понятно, на какой стадии продаж находятся клиенты, так как далеко не все четко обозначают свои намерения. Технологии имеют возможность анализировать эмоции, точные желания и настроения, простроить корректную реакцию на них, что в итоге приведет к более результативному и эффективному взаимодействию.