Старый добрый пресс-релиз

2009-11-08 17:48:32 2385

Представляю свою одногруппницу Кожахметову Альмиру.

Итак:

Как-то раз выпала мне честь участвовать в подготовке студенческого мероприятия. Задумка была грандиозная! Масштаб мероприятия – колоссальный для подобного события. Планировалось вывести мероприятие за пределы одного только UIB и завлечь студенчество всего нашего города. Разработали интересный сценарий, развлекать публику пригласили крутую московскую поп-группу, отвалили приличный бюджет, придумали подводку с намеком на социальную значимость. Сами понимаете, очень хотелось засветиться в СМИ. Ну хотя бы в хрониках светской жизни. Долго и упорно подбирали СМИ с подходящей тематикой. Еще дольше и упорнее писали пресс-релизы. Ну, думаем, теперь точно увидим себя на глянцевых или офсетных страничках. Разослали пресс-релизы, ждем, кто откликнется. Тишина… Звоним сами. «Здрасьте, - говорим, - Мы Вам второго дня пресс-релиз отправляли». «Ага, и что? – вяло интересуются на том конце провода». «Да вот, хотелось бы узнать, ждать Вас али нет?» «Перезвоните по такому-то номеру в другой отдел. Это их тематика, - не меняя выражения отвечают нам». Звоним. История повторяется и снова нас переключают на другой отдел. Раз на пятый мы уже и сами знаем, что услышим в трубке. Дежа вю, да и только. Наконец, очередь доходит до отдела рекламы. И - о чудо! – на этот раз голос отвечающего вежлив и явно заинтересован. С энтузиазмом принимаемся расписывать, какое прекрасное событие у нас намечается. Терпеливо выслушав нашу восторженную тираду, рекламный отдел демонстрирует не меньший энтузиазм, рассказывая нам, какие выгодные условия он готов нам предоставить, лишь бы мы разместили рекламу в их издании. На платных условиях, разумеется. «Минуточку, - говорим мы, - мы Вас пригласить хотели, а не рекламную полосу покупать». «А что нам делать на Вашем мероприятии? – искренне удивляется собеседник – Социально значимым мы Ваш ивэнт не считаем. Интереса для нас Вы лично не представляете. А вот Ваше реклама будет смотреться у нас очень хорошо». «А как же наш пресс-релиз? Мы же там подробно расписали, какие мы уникальные, жутко важные и очень значимые». «А Вы знаете, сколько таких уникальных, важных и значимых пресс-релизов мы получаем ежедневно? – начинает негодовать телефонная трубка».

С чего это я вдруг все это рассказываю? Да просто тема очередного мастер-класса в рамках «Осеннего PRактукума: журнал «Советник» в UIB» звучала так: Старый добрый пресс-релиз. На этом мастер-классе прозвучал вопрос, уж не изжил ли себя пресс-релиз? Зачем мы их пишем, рассылаем, тратим время на последующий обзвон, если, в конечном счете, все сводится к отделу рекламы? Или, может быть, пишем не правильно? Слишком стараемся доказать свою необходимость, свою уникальность? В попытке отстроиться от конкурентов злоупотребляем словами: «грандиозный», «великолепный», «не имеющий аналогов», «впервые проводимый» и т.д.? Возможно, кому-то кажется, что чего уж проще, чем написать пресс-релиз, который способен собрать с десяток журналистов, готовых рвать новость друг у друга из рук. А вот мне, бедному студенту, правильная, четкая схема написания пресс-релиза, в которой разжевано, что в каком абзаце писать, какие слова можно использовать, а какие нет, оказалась необходима как воздух.

Пробовать пресс-релиз на вкус было решено на примере итогового пресс-релиза Eurasian PR Event – 2009, проходившего 30-31 октября в Алматы. Ссылка для желающих ознакомиться http// www.pr-event.kz/index.php?uin=1220428787&pg=1257239539

Для начала мы окинули предложенный пресс-релиз беглым взглядом и убедились, что все расписано очень подробно, так, чтобы даже человек «не в теме» сразу правильно понял, что это за мероприятие и каковы его особенности и цели. Далее прошлись по структуре, попробовали поменять абзацы местами и убедились, что главная мысль от этого ничуть не теряется. Немного покритиковали длину пресс-релиза: все-таки 644 слова – это многовато. Если представить, что журналист будет писать свою статью второпях, полагаясь исключительно на пресс-релиз, то, прочитав до конца, может и не вспомнить, что же было написано в начале. Дабы доказать, что можно было изложить все тоже самое, но короче, было решено написать собственные пресс-релизы на тот же Eurasian PR Event, но в 322 слова. Втиснуть длинный перечень спикеров со всеми их должностями и далеко не коротенький перечень спонсоров и партнеров в ограниченные рамки оказалось не так просто. Чтобы не превысить лимит, решили пожертвовать формулировками заявленных на ивэнте тем, за что получили замечание. Итак, урок первый: основная тема мероприятия и любой из его секций – важный компонент всего сообщения, не подлежащий вольной трактовке, ведь именно тема призвана заинтересовать публику, определить весь ход обсуждения, не позволить выбиться за рамки допустимого. Темы мы благополучно восстановили в первоначальном виде, но решились перекроить список спикеров. Делалось это примерно так: «Имя этого PR-специалиста я знаю, поэтому включу его в список, а про этого никогда и не слышала, значит и другим оно не интересно». Убрав таким образом больше половины PR-директоров и руководителей служб по связям с общественностью, мы получили второе замечание и второй урок: просто так людей на мероприятия подобного масштаба не приглашают. Присутствие каждого из них призвано подчеркнуть важность и высокий статус самого события, вызвать к нему доверие общественности. Следовательно, указание имени, фамилии, занимаемой должности, наименование компании также обязательны. В третий раз мы напутали с количеством присутствующих людей. Но тут уже, мне кажется, ошибка составителей оригинального пресс-релиза. Цитирую: «Несмотря на кризисные явления, проявившиеся во многих странах, регистрация участников конференции 2009 года прошла также активно, как и в прошлые годы. Это свидетельствует о том, что интерес к конференции и к PR-услугам неуклонно растет. За прошедшее время в работе конференции приняли участие более 1000 человек». Внимание, вопрос: за какое время в работе конференции приняло участие более 1000 человек? Я поняла, что это за 2 дня PR Event-2009, а оказалось, что это цифра за всю историю конференции. Маленькое недопонимание, а смысл уже исказился.

С горем пополам, мы все же втиснулись в 322 слова, правда, при этом пострадали спонсоры, но эту вольность нам уже простили. Этим мастер-класс и закончился, но тема пресс-релизов еще не закрыта. На следующем мастер-классе «Осеннего PRактикума», мы продолжим обсуждение и все-таки, я надеюсь, научимся писать эффективные пресс-релизы, которые смогут стать базой журналистского материала, а не рекламного блока. А значит, еще обязательно отразим свои выводы и впечатления здесь. Как говорится, to be continued, дамы и господа.

Категории: Прочее