Многие компании кричат о кадровом голоде и при этом продолжают использовать традиционный, архаичный подход в рекрутменте. Вместо того, чтобы повышать эффективность небольшой HR-команды, предпочитают нанимать новых рекрутеров или терпеть старых, которые, конечно, боятся, что их заменят роботы.
Более прозорливые управленцы внедряют диджитал подход — автоматизируют HR-процессы. Они понимают, что невозможно, делая одно и то же, получать другой результат. Например, сейчас в рекрутменте, как в бизнесе, нужно постоянно строить и тестировать гипотезы. Пробовать разные каналы привлечения кандидатов, подстраиваться под новые условия и требования рынка, менять подходы к управлению человеческим ресурсом и анализировать эффективность. И так пока не получишь нужный результат.
KitBot — омниканальная HR платформа с искусственным интеллектом. Сервис помогает решать HR-задачи: автоматизировать рекрутмент и налаживать внутрикорпоративные коммуникации. Среди дополнительных модулей: адаптация и онбординг новых сотрудников, тестирование, опросы, сбор обратной связи, exit-интервью.
Сейчас мы все чаще слышим на профильных конференциях, что hh.ru и Авито закончились. Найти там хорошего специалиста — большая удача. Действительно, профессионалы своего дела долго не ищут работу. Их либо хантят, либо передают из рук в руки. Даже если человек оказался в свободном поиске и открыл свое резюме на hh.ru, высока вероятность, что через пару часов он его закроет — за это время он уже найдет работу.
Пока рекрутер, который работает по старинке, откроет hh.ru, напишет приветственное сообщение, отправит его, проходит время. HR-бот реагирует быстрее: как только кандидат открывает резюме, он тут же попадает в поле зрения автоматизированной системы. Сервис ищет людей, которые соответствуют заданным критериям, проводит скоринговое интервью, задает уточняющие вопросы, узнает зарплатные ожидания кандидатов, если они не были указаны в резюме, и приглашает на следующий этап тех, кто может подойти работодателю.
В итоге рекрутер, использующий HR-бота, приходя утром на работу, получает отфильтрованный список заинтересованных кандидатов, прошедших первичный скоринг и готовых к собеседованию. А рекрутер с традиционным подходом к работе в это время только начинает вручную отсматривать новые резюме, собирать их в папочки и гугл-таблички, рассылать приветственные. Очевидно, первый быстрее соберет лучших специалистов, пока второй копается.
HR-менеджеры, которые автоматизировали процесс подбора, могут использовать свободное время для поиска новых каналов привлечения. Узкие специалисты редко сидят на работных площадках. Их можно найти в профильных пабликах, закрытых группах и тематических чатах. Безусловно, это более творческая и мотивирующая задача для рекрутеров, чем ручной сорсинг на общеизвестных работных сайтах.
Несколько слов про «ловцов зарплат». Есть такие кандидаты, которые находятся в постоянном поиске, даже если они уже работают. Они всегда ищут более выгодное предложение и постоянно «апают» желаемую зарплату. Если у бизнеса рентабельность позволяет, кандидата возьмут и за 300, и за 500 тысяч рублей. Но проблема в том, что рекрутеры из-за таких «ловцов зарплат» неверно судят о вилке зарплат. Они смотрят исключительно на эти постоянно висящие на hh.ru резюме. А на деле резюме людей, которые просто работают, не пытаются «апаться» мы нигде не видим. Их надо искать в других узкоспециализированных каналах.
Взаимодействие с новым сотрудником начинается еще до его первого рабочего дня. Часто рекрутер берет на себя функции оформления, сбора документов. Можно запустить этот процесс с одной кнопки: система сама запросит данные, автоматически подгрузит их в карточку сотрудника и отправит уведомление всем сервисным службам: в бухгалтерию на составление договора и начисление заработной платы, админам на выдачу техники, подготовку рабочего места, создание учетки в рабочих системах.
Сэкономленное на преонбординге время HR-менеджеры могут потратить на более глубокую проработку плана адаптации новичков. Доказано, что успешная адаптация имеет вполне измеримый финансовый и репутационный результат. Качественный онбординг значительно сокращает время выхода новичка на пиковую продуктивность. Баддинг же помогает влиться в коллектив, повышает лояльность новичка, мотивирует его работать дальше.
В первые две недели новый сотрудник принимает решение, оставаться в компании или уходить. Даже после успешного прохождения испытательного срока, он может уволиться в течение первого года работы. Чтобы снизить текучку кадров и финансовые потери, важно не допустить ошибок при составлении плана адаптации. Рекрутер в перегрузе вряд ли с этим справится.
Как правило, компании, которые автоматизировали рекрутмент и онбординг, автоматизируют до 12 ключевых функций HR-департамента. Автоматизация рутинных задач освобождает рекрутеру до 4-5 часов его работы. Управляя таким ценным ресурсом, как время, с умом, можно значительно повысить качество HR-процессов в компании.
Мы часто слышим возражения: боты не заменят «живого» общения. Действительно, не существует ботов, которые могут полноценно отвечать на нестандартные вопросы и проникнуться внутренним миром соискателя или сотрудника. Но у ботов и нет задачи прикидываться человеком. Задача автоматизации — сделать работу HR-менеджеров эффективнее и сократить расходы бизнеса на ручной труд.
Автоматизация HR-процессов позволяет значительно повысить эффективность рекрутмента, когда стоит задача экстенсивного роста компании. И освобождает время для более стратегических задач, таких как повышение производительности труда сотрудников, проработка кадровой политики компании, управление корпоративной культурой, укрепление бренда работодателя.
Часто рекрутеры противятся изменениям. Кажется, что проще ничего не трогать и работать по-старому. Да, внедрять инновации всегда сложно и страшно. Но делать это надо. По данным опроса hh.ru, 39% российских компаний это поняли — они уже активно используют технологии в своих интересах.
Инвестиции в автоматизацию HR-процессов окупаются уже через несколько месяцев после внедрения. Чтобы рассчитать выгоды, нужно обратить внимание на расходы HR-отдела, в том числе зарплаты, налоги, рабочие места, ресурсы — например, рабочее время рекрутера и нанимающего руководителя, которое тратится на найм одного человека. С HR-ботом можно будет нанимать больше специалистов, затрачивая меньше на ФОТ рекрутеров.
Очевидно, что появятся сопутствующие выгоды. Можно будет поставить HR-команде новые амбициозные цели. Избавленные от рутинного труда рекрутеры получают больше времени на качественное общение с кандидатами, укрепление взаимодействия с сотрудниками и повышение репутации работодателя на рынке труда.
Среди постоянных клиентов KitBot такие компании, как Туту.ру, «Петрович», «Самолет Плюс», Nissan, «Газпром.Снабжение» и многие другие. Бот забрал на себя 80% всей рутины этих компаний. Они с удовольствием делятся своим опытом работы с KitBot. Например, команда Devim написала подробную статью, о том, как им помогла автоматизация HR-процессов. Если вы тоже хотите повысить эффективность HR-процессов, инвестируйте в автоматизацию. А если нужно больше информации, напишите нам.