Что должен уметь менеджер продукта?

2024-04-04 17:22:34 Время чтения 11 мин 6444

Привет! Я Денис Журба, CEO и основатель Kinetiс, в прошлом стратег и менеджер продукта VK, где отвечал за монетизацию продуктов Портала Mail.Ru. Помимо этого, я выпускник MBA London Business School и работал продакт-менеджером в международных стартапах Sidekick Browser, factory14 и UnifyApply.

В этой статье я расскажу, какие навыки нужны продакт-менеджеру для запуска и поддержки успешного продукта. Мы разберемся, какие бывают виды менеджмента продукта и как отличаются необходимые для них навыки. Надеюсь, эта статья поможет вам определить, какие хард-скиллы и софт-скиллы вам понадобятся, и поможет вам развиваться дальше и построить успешную карьеру. 

Какие бывают менеджеры продукта?

Для начала давайте разберем, какие вариаций и интерпретациями роли продакт-менеджера существуют, и чем отличаются необходимый набор навыков для каждого варианта. 

Часто менеджеры продукта приходят из других специальностей — из менеджмента, разработки, аналитики или стратегии. Менеджер продукта — как играющий тренер, который должен разбираться во всех областях, но при этом иметь 1-2 преобладающих навыка. Можно выделить три типа продакт-менеджеров:

  1. Технический менеджер продукта (Technical PM) — тесно связан с разработкой и знает, как довести продукт от точки А до точки В. Эта роль вовсе не обязательно требует умения работы с кодом, но технические навыки в этом случае работают только в плюс. Технический менеджер в большей степени сосредоточен на возможностях и способах функционирования продукта или услуги, которой он/она занимается. 

Такие менеджеры продуктов преимущественно взаимодействуют с инженерами. Эта роль требует особых технических навыков, поэтому в Amazon, например, она выделена в отдельную категорию. 

  1. General PM — менеджер продукта “общего профиля”, который работает с пользователем, аналитикой и разработкой. Ориентирован на клиентов и участвует в определении общей стратегии продукта. Изучает диапазон конкурентов с точки зрения стратегического бизнеса и вывода продукта/ услуги на рынок.
  1. Growth PM — отвечает за рост и концентрируется на метриках и экспериментах. Именно он занимается масштабированием продукта, выводом его на новые рынки, привлечением новых пользователей. Growth-менеджер оптимизирует процессы,  разрабатывает воронки продаж и рассчитывает метрики. 

Набор задач продакт-менеджера может также различаться в зависимости от внутренней иерархии. Как и другие специалисты, менеджеры продукта могут быть джуниорами, мидлами, сеньорами, лидами и хедами. 

По мере роста менеджер продукта обрастает ответственностями и качествами. Джуниоры только приступают к изучению профессии и выполняют задания коллег постарше — проводить исследования и описывать фичи. Мидлы могут уже отвечать за метрики и работать с разработчиками на базовом уровне.

Хард-скилы

Построение продукта 

Продакт-менеджер должен хорошо понимать, как создавать продукт и каким он должен быть. 

Для этого успешный менеджер продукта должен понимать процесс построения продукта, например, владеть базовыми принципами дизайна, уметь проводить различные типы исследований, понимать процесс поиска проблем и решений (problem & solution discovery). В этом менеджеру продукта поможет прокачивание следующих навыков:

  1. Стратегия и изучение рынка

В эту категорию можно отнести навыки анализа и сегментации рынка и анализа конкурентов, определение ценности продукта и его позиционирование — это важно не только на начальном этапе, но и на протяжении всего жизненного цикла продукта. Сюда же относятся такие неотъемлемые скилы, как создание Go-to-market стратегии и роудмапа, а также умение менять стратегию и принимать решение о необходимости закрытия проекта, если продукт не взлетел. 

  1. Customer Development: 

Сюда можно отнести как навыки проведения интервью с пользователями и налаживать процесс обратной связи и оценки качества продукта.Помимо пользовательских исследований, нужно уметь проводить интервью со стейкхолдерами, изучать и анализировать Google тренды и пользовательский контент (UGC).

  1. Постановка и приоритизация задач:

Менеджеру продукта важно уметь составлять грамотные ТЗ (PRD), описывать функциональность и архитектуру продукта — качественная документация поможет избежать ошибок и позволит улучшить качество продукта. 

Бывшие разработчики особенно сильны в этой области. Если у вас нет опыта в разработке, вам будет полезно понимать освоить итеративную методологию разработки, при которой функции добавляются постепенно и тестируются на протяжении всего процесса разработки.  Это помогает лучше понимать, отвечает ли продукт требованиям заказчика и нуждам пользователя, а также избавляться от возможных багов на самых ранних этапах. 

Также важны валидация задач и умение грамотно расставлять приоритеты и менять их в соответствии с ситуацией. 

  1. UI/UX:

Важно научиться моделировать поведение пользователя со всей присущей эмпатией к пользователю. Следует освоить быстрое прототипирование, например, с комфортом научиться пользоваться Figma. Поможет навык составления Customer Journey, а также владение no-code инструментами и техниками быстрой проверки гипотез.

  1. Продуктовая аналитика:

Научитесь продуктовой аналитике и A/B тестам — это поможет вам формировать продуктовые гипотезы. Выучите SQL и какой-нибудь инструмент визуализации, например, Tableau. Также важен навык предварительной оценки полезности функций и их реальной оценки после релиза. 

Монетизация

Менеджеру продукта будет полезно выделить время на аналитику и сегментацию аудитории, финансовое моделирование и расчет метрик. 

Важно также умение моделировать экономику продукта. Пройдите курс по юнит-экономике, научитесь финансовому прогнозированию и расчетам LTV/CAC. 

Узнайте больше о моделях монетизации и способах их комбинировать, рассчитывать и оптимизировать. Обычно выделяют четыре наиболее популярных типа:

  1. Рекламная модель
  2. Модель подписок
  3. Модель с покупками
  4. Транзакционная модель (например, маркетплейс)

Очень полезно изучить питч-деки успешных моделей монетизации. Отдельно полезно почитать о компаниях, которые не взлетели. 

Разберитесь в построении воронки продаж и ее оптимизации на всех этапах, начиная с первой сессии, узнайте. Как удерживать клиента и мотивировать его на повторные покупки, а также как предотвратить или снизить отток клиентов. 

Еще один важный элемент монетизации — ценообразование. Разберитесь, как работают акции и изменение цен, узнайте, что такое RFM-анализ клиентской базы и как его использовать. 

Процессы и проджект-менеджмент

 Менеджер продукта должен уметь приоритизировать задачи, взаимодействовать со стейкхолдерами и выстраивать продуктовые процессы. Чтобы научиться общаться со стейкхолдерами, обратите внимание на процесс OKR (Objectives and Key Results) в Google. 

Помимо эффективной коммуникации со стейкхолдерами, любому менеджеру продукта необходимо иметь лидерские качества и уметь доносить цели и видение до команды. Также важно оптимизировать скорость работы команды по принципу Agile — в этом вам помогут гайды Atlassian — и грамотно оценивать сроки проектов. 

Софт-скилы

Не секрет, что в современных технологических компаниях “гибкие” навыки ценятся так же высоко, как и технические скилы. Эти навыки включают в себя умение эффективно и эмпатично общаться, выстраивать доверительные отношения в командах и с заказчиками, а также разрешать конфликты. Софт-скилы особенно важны на лидерских позициях. Вот ключевые навыки, на которые стоит обратить внимание:

Коммуникация

Этот навык поможет выстроить отношения внутри команды, наладить связи между командами, а также эффективно общаться с заказчиками. Вы сможете эффективно вести себя в критических ситуациях и решать возможные конфликты. Ваш навык коммуникации определит, насколько хорошо вас поймут команда, партнеры и, в конечном итоге, целевая аудитория.

Селф-менеджмент

Этот блок включает в себя умение контролировать себя эффективно управлять своими ресурсами и временем. Также важно понимать, что растущие скорости и требования бизнеса на сегодняшний день таковы, что с ними сложно справиться без хорошего эмоционального интеллекта. 

Эффективное мышление

Ищите и анализируйте информацию правильно, развивайте логическое, структурное и креативное мышление, учитесь тактическому и системному мышлению, как руководитель. Учитесь с умом распределять ресурсы, как свои, так и команды, чтобы наиболее эффективно достигать результатов. 

Управление

Этот навык требуется на этапе, когда вы превращаетесь в бизнес-руководителя любого процесса. Вам предстоит вести совещания, уметь быстро реагировать в сложной ситуации, мотивировать команду, делегировать задачи и получать обратную связь. 

Заключение

Завершая свой рассказ о навыках, которые помогут стать хорошим менеджером продукта, я бы хотел отметить один немаловажный момент. Теоретические знания, несомненно, важны и полезны, но стать настоящим профессионалом, основываясь лишь на пройденных курсах и прочитанных книгах, вряд ли возможно. 

Чем больше практических кейсов у вас в багаже, чем больше разных продуктов, над которыми вы работали, тем обширнее и полезнее ваши знания и навыки. Это могут быть рабочие проекты, свои стартапы или pet-проекты, и даже помощь в работе над чужими продуктами. 

По своему опыту могу сказать, что, пока я получал степень MBA, я смог поработать над огромным количеством различных продуктов, и именно это помогло мне прокачать полезные навыки и сделать значительный шаг вперед в моей карьере. 

Не бойтесь брать на себя ответственность, проявляйте инициативу и будьте открыты новым знаниям — ведь от этого зависит ваш профессиональный рост и экспертиза.