13 пунктов, которые нужно проверить до старта работы с хостинг-провайдером

2 Фев 2024 Время чтения 10 мин 1029

Даже настоящие специалисты иногда могут упустить мелкую деталь, которая потом может повлиять на успех общего дела. Ведь от выбора хостинга зависит не только стабильная работа и продвижение клиентских проектов, но и в целом репутация в диджитал-индустрии. Этот гайд будет полезен не только агентствам и веб-мастерам, но и всем тем, кто так или иначе связан со сферой создания и продвижения сайтов.

Неочевидные характеристики, которые часто упускают при выборе хостинга

Реестр хостинг-провайдеров

1 декабря 2023 года запустилось формирование реестра хостинг-провайдеров. Если компания не состоит в реестре, она не сможет оказывать хостинговые услуги. А сайт, размещенный на сервере такой компании, может исчезнуть без возможности восстановления. Важно проверить, соответствует ли хостинг-провайдер новым требованиям, чтобы в самый неожиданный момент не потерять доступ к собственным и клиентским проектам. Если хостер не входит в реестр, лучше перенести сайт к другому поставщику.

Техническое оборудование

Хостинг-провайдеры обычно указывают на своем сайте информацию об используемых носителях данных: HDD-, SSD- или NVMe-дисках. Но про процессоры и память почти никогда не пишут, хотя это важные параметры.

Когда у провайдера стоит старое железо, клиентские сайты могут работать медленнее из-за недостаточной производительности оборудования. Поэтому, если на сайте хостера не заявлено о процессорах и оперативной памяти сервера, имеет смысл уточнить это в техподдержке.

Стандартный минимум оборудования, которое должно быть у хостера, — это сервер с быстрым процессором и оперативной памятью, а также носители данных большого объема с возможностью резервирования. Важно, чтобы техника была enterprise, то есть корпоративного класса. Некоторые хостеры используют десктопные процессоры или серверы, но такое железо не обладает достаточной степенью надежности и ресурса.

Системные лимиты

Нагрузка на сервер может расти постепенно — например, при увеличении посетителей сайта после запуска рекламной кампании интернет-магазина. Иногда это случается резко — в пиковые дни вроде Черной пятницы или в дни предновогоднего шопинга. Не всегда при выборе хостера и конкретного тарифа можно понять, хватит ли установленных лимитов для стабильной работы проекта. При этом провайдер может заблокировать сайт клиента даже за разовый всплеск такой активности.

Стоит заранее убедиться в том, что поставщик хостинга не останавливает работу сайта из-за превышения ограничений, а связывается и помогает определить причину. Информацию об этом можно найти на сайте хостера или уточнить в техподдержке. Например, если активность растет из-за поступающих на сайт частых обращений от поисковых ботов, хостер может помочь настроить фильтрацию запросов, чтобы снизить нагрузку.

Панель управления

Чтобы оперативно решать проблемы и вносить изменения на сайте, лучше выбрать хостинг с удобной панелью управления. Оценить ее функциональность можно во время тестового периода, который предоставляет большинство провайдеров.

Преимуществом будет наличие файлового менеджера со встроенным редактором кода. С ним можно редактировать текстовые файлы прямо на сервере, а не перезаливать их. Например, так удобнее и быстрее устранить ошибку на сайте.

Типовая функциональность

Важно оценить скорость решения типовых задач: добавление домена, создание почтового ящика или изменение версии языка программирования. Такие действия должны занимать минимум времени.

Партнерская программа

Заказчики хостинга могут приводить провайдеру клиентов и получать вознаграждение за каждого из них — от 10 до 40% стоимости услуг в зависимости от условий. Для веб-студии или частного мастера это отличная возможность сэкономить на хостинге и обеспечить себе пассивный доход.

Более того, к «партнерке» может присоединиться любой желающий, даже если он не пользуется услугами хостинга: блогер, владелец сайта и любой другой человек. Чтобы получать доход от сотрудничества, достаточно разместить реферальную ссылку или промокод у себя на сайте или в соцсетях.

Еще несколько параметров, которые обязательно нужно проверить перед стартом сотрудничества

Надежность дата-центра

Чтобы оборудование работало без сбоев, провайдер должен создать определенные условия в том месте, где оно стоит. Важно обратить внимание на системы энергообеспечения, охлаждения и пожаротушения, а еще выяснить, какому уровню надежности соответствует дата-центр и как контролируется доступ посетителей в помещение.

Информацию можно найти на сайте хостинг-провайдера или самого дата-центра. А получить подробное представление поможет экскурсия в дата-центр, в ходе которой можно пообщаться с инженерами и задать вопросы. Некоторые хостеры иногда устраивают подобные мероприятия.

Можно не беспокоиться за клиентские проекты, если они размещены у хостера, дата-центр которого соответствует стандарту качества и надежности Tier III. Помещение такого уровня имеет резервирование всех узлов инфраструктуры и позволяет проводить обслуживание без пауз в работе — время простоя не превышает 95 минут в год.

Поддержка языков программирования и баз данных

С востребованными средами разработки проблем быть не должно — их поддерживает большинство хостинг-провайдеров. Однако совместимость с отдельными технологиями лучше уточнить, так как без необходимых скриптов сайт не сможет работать. Об этом можно узнать на сайте хостера или спросить у техподдержки.

Резервное копирование

Оптимальный сценарий — когда хостинг-провайдер проводит ежедневный бэкап сайта с сохранением резервных копий как минимум за последний месяц. При таких условиях реально восстановить проект клиента после заражения вирусом, взлома или сбоя в системе управления сайтом (CMS). Также важно проверить ограничения: какие типы файлов не сохраняются и каких размеров, сколько времени хранится веб-система после расторжения договора.

Например, в SpaceWeb мы храним сайты клиента с резервными копиями еще от 14 до 60 дней в зависимости от активированного тарифа — даже в случае прекращения сотрудничества. Это служит дополнительной подстраховкой, если клиент не успевает вовремя внести оплату.

Защита от DDoS-атак

Вечнозеленая тема, так как число и мощь кибервторжений из года в год растет. Оценить защиту поставщика хостинговых услуг можно по пропускной способности сети и вычислительной мощности оборудования. Если они уступают силе DDoS-атаки, то веб-ресурс, размещенный на таком хостинге, будет поражен. Также важна скорость реакции системы защиты — чем она быстрее, тем лучше.

Некоторые хостеры предлагают круглосуточную защиту от DDoS-атак с высокой скоростью реакции и гиперчувствительностью при анализе трафика. Услуга может как входить в тариф, так и предоставляться за дополнительную плату.

Uptime, или время доступности

На этот параметр нужно смотреть обязательно, так как недоступность сайта из-за неполадок на стороне хостера может привести к убыткам владельца ресурса. А веб-студия может столкнуться с негативом со стороны своего клиента.

Uptime зависит от множества факторов: надежности дата-центра и оборудования, резервирования каналов доступа, времени проведения плановых профилактических работ и так далее. Хороший показатель — 99,94–99,98%.

Узнать uptime можно на специализированных порталах и сервисах, которые делают замеры у разных хостинг-провайдеров, — например, ping-admin или hostings.info.

Тарифные опции

Чтобы выбрать оптимальное соотношение цены и качества, нужно изучить, какие услуги входят в тарифы, а что придется оплачивать дополнительно. Тарифы хостера могут включать ежедневное резервное копирование, защиту от DDoS-атак, антиспам и антивирус. За отдельную плату часто предоставляются выделенный IP, SSL-сертификат, лечение вирусов и другие услуги.

Техническая поддержка

Когда возникают проблемы с сайтом, которые нельзя решить самостоятельно, нужна оперативная техподдержка. Некоторые хостинг-провайдеры готовы даже ночью обработать срочный запрос. Например, это может потребоваться, когда на сайте резко увеличилось количество посетителей или произошла мощная DDoS-атака.

После изучения отзывов полезно самостоятельно оценить качество и оперативность работы техподдержки. Для этого можно взять тестовый период, который большинство хостеров предоставляют бесплатно.