'Пчеловод' реж. Дэвид Эйер

2025-05-01 12:16:26 Время чтения 5 мин 416

Сет-дизайн призван погружать зрителя в мир персонажей так, чтобы то, что он видит на экране воспринималось за правду, уместную в контексте повествования.

Даже в малобюджетных фильмах или рекламе, художники-постановщики и сет-дизайнеры проделывают огромную работу, создавая пространство, в котором герои «проживают» каждую сцену. Хорошим примером такой работы является сет-дизайн в фильме «Пчеловод».

1) Правдоподобность. В сцене на кухне заведомо неидеально расставлены не просто банки со специями, а предметы, которые реально могли быть на разделочном столе американской хозяйки 50+. Это делает пространство "обжитым" и глаз ему верит.

2) Раскрытие характера.  Детальный план в этой сцене позволяет немного понять характер героини: держится за воспоминания (фото дочери), сентиментальна (ретровесы), ответственна (пользуется весами), но доверчива (желто-коричневые оттенки в интерьере и незамысловатые продукты для блюда).

Именно эти черты героини, далее по сюжету, влияют на ее роль в качестве жертвы мошенников.

3) Управление вниманием. В сцене с детективами круто обыграли пространство в полицейском участке.

Все предметы и люди расположены по правилам баланса линий переднего, среднего и заднего планов, которые ведут взгляд в нужных режиссеру направлениях, и не дают зрителю отвлечься от диалога и заскучать.

На переднем плане не просто хаос – каждый предмет «завального завала» говорит о темпераментах героев, о типичной проблеме бумажной волокиты полицейских, и все это – своего рода проекция на обилие нерешенных проблем в жизни самих персонажей.

Особенно интересен задний план. На нем не просто окна и столы с сотрудниками, там что-то происходит (течет потолок и люди заняты решением этой проблемы) + глаза останавливаются на шариках цвета FBI.

Они там для того, чтобы зритель не потерял интерес к сцене из-за длительного диалога и удовлетворился своим умением подмечать неочевидные связи.

Заключение: При создании сет-дизайна, когда персонажи помещены в привычные локации (дом, офис, больница, кафе и т.д.), необходимо художественно, но при этом правдоподобно, отразить ту действительность, в которой разворачиваются события. Учитывая эпоху, сам контекст повествования, характеры персонажей и общую стилистику проекта.

Ксения Поддубикова
Сет-дизайнер и второй режиссер видеопродакшена PODDUBIKOV FILM.
"Когда я работаю над сет-дизайном в наших проектах, то стараюсь создать ощущение реально обжитого, "нестерильного" пространства, которое бы рассказывало о характере героев или создавало определенное настроение в сцене, удерживая внимание за счет деталей и ведущих линий."

Автор статьи: Ксения Поддубикова (текст)

Скриншоты из художественного фильма 'ПЧЕЛОВОД' взяты с сайта FANCAPS в образовательных и учебных целях.