Без рельсов

2024-02-05 17:22:09 Время чтения 6 мин 166

Прошло уже больше полугода с момента запуска электротрамваев по Москве-реке, регулярные пассажирские перевозки возобновились в столице после 16-летнего перерыва.

Сегодня движение осуществляется по двум маршрутам: от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной, и от причала «Печатники» до станции ЗИЛ. 

Помимо расширения маршрутной сети, власти анонсировали переход электротрамваев на беспилотный режим управления, но пока это вопрос не ближайшего будущего, а отдаленной перспективы. Для того чтобы говорить о конкретных сроках внедрения дистанционного управления электросудов, необходимо сначала сформировать пилотный образец, обучить и настроить искусственный интеллект, подготовить необходимую инфраструктуру, провести необходимые испытания.

Но подобная идея может быть реализована благодаря тому, что при производстве электросудов заложена система, позволяющая им в будущем стать полностью беспилотными.  На данный момент в составе экипажа два человека, которые прошли обучение, стажировки, сдали необходимые экзамены, для того, чтобы получить разрешение управлять новым видом транспорта.  

Электросуда серии Ecobus начали курсировать по Москве-реке в тестовом режиме еще в прошлом году, сегодня их можно смело назвать полноценными участниками столичной транспортной сети.

 Кроме столичной акватории, есть планы запустить в будущем подобные речные трамвайчики в Нижнем Новгороде и Перми.

Все электротрамваи российского производства. Они построены в Санкт-Петербурге на верфи Emporium. Корпус сделан из стали.  Их максимальная длина равна 21 метру, габаритная ширина более 6 метров, а высота надводного борта – 1 метр 29 см. Водоизмещение судна составляет 40 тонн. Плавсредство может развивать крейсерскую скорость до 18.5 км/ч, при максимальной – 22 км/ч, а дальность хода может равняться 150 километрам.

Внутри трамваи оборудованы местами для маломобильных граждан, информационными табло, USB-зарядками, площадками для перевозки самокатов и велосипедов.

Ключевые узлы и агрегаты судна, в том числе двигатель тоже российского производства.

Аппаратура, контролирующая и управляющая энергосистемой и электроприводами, включая скорость вращения электродвигателя, параметры работы аккумуляторных батарей, функционирование других силовых узлов электротрамвая, построена на основе микроконтроллеров, разработанных в НИИ электронной техники.

Воронежские инженеры создали универсальный микроконтроллер, с расширенными возможностями для управления различными приводами и исполнительными устройствами. Такое сочетание функциональных возможностей и характеристик позволяет успешно применять российскую разработку во многих областях. Помимо систем управления, разработки ученых из Черноземья успешно применяются в средствах измерения, связи, наблюдения, безопасности, автоматизации производства, в медицинской технике, энергетике и других областях. Микроконтроллер востребован среди заказчиков не только в нашей стране.

К тому же, в настоящее время в Воронеже успешно реализовывается проект «Разработка и освоение в серийном производстве серии 32-разрядных микроконтроллеров» с использованием программы субсидирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252.

Речь идет о четырех микроконтроллерах на основе открытой архитектуры RISC-V, предназначенных для гражданской промышленности.

Номером один в данном списке является самый мощный двухъядерный 32‑разрядный микроконтроллер, со встроенной флеш-памятью программ объемом 4 Мбайт. Сфера применения - аппаратура АСУ ТП, промышленная и автоэлектроника. Но благодаря широким функциональным возможностям, микроконтроллер может с успехом использоваться и во многих других областях.

Второе изделие создано для применения в АСУ и управлении электродвигателями. Данная система на кристалле с программной флеш-памятью объемом от 1 Мбайт получит ряд блоков, которые особенно полезны в задачах управления двигателями. Вероятно, одно из новых транспортных решений в нашей стране будет оснащено именно таким микроконтроллером.

Третий вид микроконтроллеров будет незаменим там, где нет необходимости в большом количестве функций, но имеются ограничения в отношении размеров. Это могут быть портативные устройства. Хотя функциональность данного одноядерного микроконтроллера не столь широка, как у предыдущих двух моделей, он предоставит разработчикам достаточно большой набор интерфейсов и функциональных блоков для решения большинства задач.

Последний представитель данной линейки предназначен для построения на его основе систем IoT. Этот одноядерный 32‑разрядный микроконтроллер с малым количеством выводов получит поддержку приема и передачи данных (Rx/Tx) по РЧ‑интерфейсу.

Кроме того, в сегодня АО «НИИЭТ» создается серия мощных СВЧ LDMOS-

транзисторов, оптимизированных для работы с телевизионным сигналом стандартов DVB‑T / DVB‑T2, которые проходят этап тестовых испытаний. Данные изобретения не имеют аналогов в нашей стране.