13 и 15 мая в Государственной Академической Капелле большой концерт дадут Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna. Билеты на концерт Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna в Государственной Академической Капелле – это уникальный шанс услышать классические произведения великих композиторов в исполнении замечательных музыкантов современности!
Событие обещает стать знаковым в культурном календаре Санкт-Петербурга, ведь в исполнении этого дирижера и его оркестра прозвучит Пятая симфония Петра Чайковского и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса.
С musicAeterna Теодор Курентзис активно обращается к средневековым духовным сочинениям, работает с операми эпохи Барокко, экспериментальными произведениям авангардных авторов-современников, в том числе и написанными по его заказу. Он не боится смелых экспериментов, но в исполнении классики настаивает, чтобы она была максимально аутентичной, такой, какой задумал ее создатель. Поэтому исполнение оркестром проверенных временем симфоний и других произведений признанных мировых композиторов всегда максимально приближены к оригиналу.
Пятая симфония Чайковского посвящена великому немецкому композитору, педагогу и дирижеру Теодору Аве-Лаллеманту, с которым Петр Ильич познакомился лично, приехав на концерт в Гамбург. Встреча оставила настолько неизгладимое впечатление, что по возвращении домой была создана Пятая симфония, в которой говорится о бессилии человека перед волей всевластного рока. Произведение было представлено публике в том же году, в Санкт-Петербурге, а через два года Аве-Лаллеманта не стало.
«Четыре последние песни» Рихарда Штрауса – цикл из четырёх песен для сопрано и оркестра, написанный Рихардом Штраусом в 1948 году, незадолго до смерти великого композитора. Сам Штраус не успел опубликовать их, собранное воедино произведение увидело свет лишь после кончины маэстро, благодаря его близкому другу и почитателю таланта, Эрнесту Роту. Премьера цикла состоялась в Королевском Альберт-холле в Лондоне 22 мая 1950 года в исполнении сопрано Кирстен Флагстад и Филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера, и с тех пор продолжает звучать на лучших мировых сценах. Во всех песнях, кроме «Весны», полной нежных воспоминаний о юности, речь идёт о смерти. Именно она лейтмотивом тянется через «Frühling» (Весна), «Сентябрь», «Beim Schlafengehen» (Засыпая) и «Im Abendrot» (На закате). В последней, заключительной миниатюре-песне процитирована тема из симфонической поэмы «Смерть и просветление», которую сам же композитор написал много десятилетий назад. Эта отсылка словно замыкает жизненный путь Штрауса, но по поводу близкой смерти нет сожаления, есть смирение, принятие, ожидание покоя. В текстах и музыке этих миниатюр искусно отражена усталость уже пожившего и многое повидавшего старого человека, каким был Штраус на момент написания «Последних песен».