Автомобильная квота для такси: комментирует Борис Беленький

2025-12-04 23:46:36 Время чтения 4 мин 49

На российском рынке такси назревают значимые изменения: власти могут разрешить самозанятым водителям использовать личные автомобили, не соответствующие требованиям локализации.

В законопроекте предусмотрена квота 25% на такие машины до 1 января 2033 года. Документ уже получил поддержку правительства, а его цель заключается в том, чтобы сгладить последствия нового регулирования, которое начнет действовать с 1 марта 2026 года. С этой даты в реестр такси будут включаться только те автомобили, которые либо набирают установленный балл локализации (3,2 тысячи), либо произведены в рамках специального инвестконтракта.

Причина появления послаблений очевидна: обновление автомобилей потребует крупных финансовых вложений, которые многие водители просто не потянут. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, жесткий переход на новые требования может привести к уходу с рынка до 507 тысяч водителей, т.е. до 51% самозанятых, работающих в отрасли. Для них покупка машины, соответствующей нормам, — инвестиция с очень долгой окупаемостью.

«Если перейти на жесткое регулирование в один момент, рынок действительно рискует просесть. Частные водители — это основа отрасли в большинстве регионов, и если дать им время на обновление автопарка, то и бизнес сохранится, и государственные задачи по стимулированию локального автопрома будут постепенно достигнуты», — отмечает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.

Также предусмотрены временные исключения для отдельных регионов. Так, в Калининградской области и Сибири ограничения начнут действовать только с 1 марта 2028 года, а в дальневосточных регионах только с 1 марта 2030 года. Это показывает, что государственный подход не сводится к жесткому внедрению: учитываются различия в доступности моделей, конкуренции и экономических условиях.

Регулирование рынка такси — это вопрос баланса стратегических задач отрасли и реальных возможностей ее участников. Чтобы массовый переход на локализованные автомобили был возможен, отечественным производителям предстоит предлагать модели конкурентоспособные по цене, надежности, комфорту и стоимости владения. Только в этом случае обновление автопарка станет естественным шагом для тысяч водителей, а не вынужденной мерой, ведущей к закрытию бизнеса.

В конце стоит отметить также, что новый законопроект отражает разворот государства к более гибкому регулированию. Такси — это не только транспорт, но и рынок труда для сотен тысяч людей. Смягчение требований позволит сохранить участников отрасли, не разрушив сам рынок, и при этом даст время российскому автопрому усилиться и стать привлекательнее для потребителей.

Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP

CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с ведущими российскими банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500. Серебряный призер рейтинга Forbes.