Российский рынок автомобилей с пробегом демонстрирует уверенное оживление и обновляет двухлетний максимум
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в сентябре 2025 года продажи легковых машин с пробегом выросли на 4,5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года и составили 553,3 тысячи единиц. При этом импорт таких автомобилей достиг рекордного за два года уровня — 48,4 тысячи штук.
Основу вторичного рынка, как и прежде, составляют отечественные и азиатские бренды. Лидером остается Lada, чьи продажи в сентябре превысили 130 тысяч автомобилей. На втором месте — японская Toyota (56,1 тыс.), далее следуют корейские Kia и Hyundai (33,1 и 30,8 тыс. соответственно), а замыкает пятёрку Nissan (24,5 тыс.). Среди моделей по-прежнему лидирует Lada 2107, в сентябре россияне приобрели более 12 тысяч таких машин.
Рост импорта автомобилей с пробегом напрямую связан с изменением структуры спроса. Всё больше россиян обращаются к зарубежным предложениям, стремясь найти оптимальное соотношение цены и качества. При этом подавляющее большинство машин ввозятся физическими лицами, что говорит о высокой активности частных покупателей. За девять месяцев 2025 года в страну было ввезено почти 323 тысячи автомобилей с пробегом, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Такой рост импорта вполне закономерен. На фоне снижения покупательной способности россияне ищут максимально выгодные варианты. Машины с пробегом, особенно импортные, часто отличаются лучшей комплектацией и качеством при умеренной цене. Кроме того, развитая инфраструктура доставки и таможенного оформления сделала этот рынок гораздо доступнее», — отмечает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.
Отдельным фактором, влияющим на динамику импорта, остается ситуация с утилизационным сбором. 1 ноября планировалось его повышение, однако власти приняли решение перенести введение новых ставок на месяц. Эта отсрочка оказала позитивное влияние: покупатели воспользовались временным окном, чтобы приобрести больше автомобилей по старым условиям. Если бы утильсбор вырос уже сейчас, это могло бы заметно охладить активность на рынке и привести к сокращению объемов ввоза в ближайшие месяцы.
Сегодня можно говорить о формировании нового баланса на вторичном рынке: россияне активнее выбирают доступные и проверенные временем автомобили, при этом доля импортных машин с пробегом продолжает расти. Для рынка это сигнал о здоровом спросе и постепенном восстановлении потребительской уверенности.
«С точки зрения автомобильного бизнеса, нынешняя ситуация является показателем гибкости рынка. Покупатели адаптируются, ищут разумные решения, а продавцы и платформы находят инструменты, позволяющие работать эффективно. В этом контексте цифровые экосистемы, такие как CARCRAFT, играют ключевую роль, помогая дилерам быстрее находить финансовые решения и поддерживать динамику сделок», — подчеркивает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.
Можно сказать, что рост импорта автомобилей с пробегом отражает общую тенденцию рационализации потребления на фоне изменившихся экономических условий. Россияне становятся более осознанными покупателями, уделяют внимание техническому состоянию, происхождению и прозрачности сделок. Вторичный рынок, сохраняя стабильность и гибкость, становится одним из ключевых драйверов всей автомобильной отрасли страны.
Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP
CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с 19 банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500.