Отсрочка повышения утильсбора: оценка положения рынка от Бориса Беленького

2025-10-31 19:31:19 Время чтения 4 мин 221

Вступление в силу новых правил расчета утильсбора на автомобили в России отложено до 1 декабря.

Такое решение вызвало широкий общественный резонанс и коснулось как потребителей, так и самих компаний на рынке автомобилей. Причиной отсрочки стал ажиотажный спрос на иностранные автомобили: многие россияне оформили сделки в связи с новостями о повышении утилизационного сбора, однако из-за логистических задержек не успели их получить. Кроме того, часть покупателей заключила сделки ещё до официальных новостей о повышении утильсбора, но из-за задержек с доставкой не смогла бы получить автомобили до начала ноября. В этом случае им пришлось бы доплачивать сбор уже по новым правилам расчёта, что вызвало бы дополнительное социальное напряжение. Чтобы избежать необоснованно высоких начислений по утильсбору, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова введён переходный период.

Этот шаг стал своего рода компромиссом между бизнесом, государством и потребителями. Ведь против повышения утильсбора высказались представители всех сторон рынка, а также сама Федеральная таможенная служба. В разных регионах применяются разные методики определения мощности автомобилей, особенно гибридов и электрокаров, что приводит к произвольным начислениям.

Представители бизнеса также предупреждали: введение нового порядка расчёта утильсбора в предложенном виде может «убить рынок». Уже в сентябре многие автодилеры столкнулись с резким снижением числа заказов. Уже стало заметно, что клиенты стали осторожнее, опасаясь не успеть растаможить автомобили до вступления новых правил. Помимо этого, в отдельных регионах, включая Владивосток и Новосибирск, прошли митинги против реформы: участники требовали, чтобы государство сначала создало реальную инфраструктуру для утилизации машин, а уже потом повышало сборы.

«Отсрочка — это, безусловно, позитивный сигнал для рынка, — считает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP. — В нынешних условиях важно не усиливать давление на потребителя и не дестабилизировать авторитейл. Переходный период позволит участникам рынка адаптироваться, а регуляторам доработать методику расчёта, устранив очевидные противоречия. Для отрасли сейчас важнее стабильность и предсказуемость, чем очередная “фискальная встряска”».

По словам Беленького, последствия поспешного повышения утильсбора могли быть крайне негативными: снижение спроса, рост цен на иномарки, замедление оборота капитала в автодилерских сетях и, как следствие, сокращение бюджетных поступлений.

«Любые изменения в такой чувствительной сфере должны быть максимально выверенными. Российский рынок уже показал способность к самоадаптации, но он требует диалога, а не давления», — добавляет эксперт.

История с утильсбором показала, насколько важно сохранять баланс между регулированием и интересами рынка. Любые изменения мгновенно отражаются на ценах и спросе, поэтому бизнесу необходимы инструменты быстрой адаптации. CARCRAFT помогает автодилерам оперативно реагировать на новые правила, выстраивать устойчивые финансовые процессы и сохранять стабильность даже в период перемен.

Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP

CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с 19 банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500.