По инициативе Минпромторга с 1 ноября 2025 года российский авторынок может ожидать заметное переформатирование: меняются правила расчёта утилизационного сбора (утильсбора).
Теперь его размер будет зависеть не только от объёма двигателя, но и от мощности автомобиля. Казалось бы, техническая поправка, но на деле это станет мощным триггером для всего рынка: изменятся цены, структура спроса и сама логика покупки машины.
До сих пор покупатели могли позволить себе выбирать машину, исходя из объёма двигателя, тогда как «лошадиные силы» не имели прямого значения. С ноября всё будет иначе: автомобили свыше 160 л.с. перестанут относиться к льготной категории. Если для маломощных машин сбор сохранится на уровне 3,4–5,2 тысячи рублей, то для более мощных моделей он вырастет в десятки раз: от 150 тысяч до нескольких миллионов рублей, в зависимости от мощности.
«Это решение фактически разделит рынок на два сегмента. С одной стороны, автомобили до 160 л.с., которые сохранят доступность. С другой, весь спектр мощных моделей, где подорожание окажется настолько ощутимым, что повлияет не только на новых покупателей, но и на вторичный рынок», — отмечает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.
Что это будет значить для покупателей? Во-первых, уже к осени 2025 года началось оживление спроса. Многие старались «успеть» купить машину до вступления новых ставок. Особенно это коснулось кроссоверов и внедорожников, где мощность двигателя почти всегда превышает порог в 160 л.с. Такая спешка разогревает цены даже раньше официальных изменений.
Во-вторых, ощутимый рост ждет сегмент автомобилей с пробегом. Схема ввоза и растаможки будет учитывать новый порядок, а значит, импорт машин из-за рубежа подорожает. Турбированные «двушки» на 200 сил, которые раньше казались «экономным вариантом», теперь приравниваются к премиум-сегменту по стоимости утильсбора. В итоге цены на вторичном рынке подтянутся вверх вслед за новыми.
В-третьих, ожидается изменение ассортимента. Импортеры начнут сокращать поставки мощных моделей: зачем везти машину, если она теряет ценовую конкурентоспособность из-за высокой нагрузки? Это приведет к дефициту в премиальном сегменте, где цены могут прибавить сотни тысяч или даже миллионы рублей.
Какие же автомобили подорожают сильнее всего? Под удар попадут премиальные внедорожники и кроссоверы. Немало потеряют в привлекательности и электромобили: несмотря на «экологичность», их высокая мощность автоматически поднимет утильсбор. Отдельной категорией риска станут гибриды и турбированные малолитражки, которые раньше обходились по минимальным ставкам.
«Для многих покупателей это станет фактором выбора. Кто-то сознательно переключится на автомобили до 160 л.с., а кто-то, напротив, поспешит купить мощную иномарку до конца октября. Начало октября — это фактически последнее окно для выгодной сделки, так как если купить машину позже, то она может не успеть приехать до 1 ноября», — подчеркивает Борис Беленький.
Каковы перспективы до конца 2025 года? С вступлением новых правил рынок получит новый баланс. Ассортимент мощных машин заметно сократится, а цены на них вырастут. Сегмент «до 160 сил» станет самым востребованным, что может даже вызвать ценовую конкуренцию между брендами и стимулировать специальные акции. В то же время сама структура автопарка начнет меняться в сторону менее мощных, но более доступных и экономичных моделей.
CARCRAFT, обладая широкой базой данных авторитейлеров и постоянно анализируя рынок, видит в этом тренде не только риски, но и возможности. Для дилеров это шанс перестроить стратегию продаж, а для покупателей эта ситуация станет стимулом более осознанного выбора. Но общий вывод остается неизменным: откладывать покупку мощного автомобиля до ноября не стоит, так как сейчас последний шанс приобрести машину без переплат.
Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP
CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с 19 банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500.