Маркировка воды: особенности продажи в интернет-магазине

2025-08-04 14:12:51 Время чтения 9 мин 269

Маркировка становится обязательной для всех, кто производит, поставляет или продает упакованную воду. В этой статье разберемся, как продавать воду с маркировкой через интернет-магазин.

Зачем ввели маркировку воды

Регулируется маркировка упакованной воды Постановлением Правительства РФ № 841 от 31 мая 2021 года. В документе указан подробный порядок работы, а также коды ТН ВЭД и ОКПД 2 для подлежащих маркировке товаров.

Маркировка воды обеспечивает идентификацию каждой упаковки с помощью уникального кода. Она позволяет отследить движение товара на всех этапах через систему «Честный ЗНАК». Система маркировки упакованной воды также помогает выявлять нарушения и бороться с нелегальным оборотом.

Какая вода маркируется

Маркировка какой воды обязательна, указано в перечне Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 348.

Маркировка не распространяется на газированную и негазированную воду, если в составе есть сахар, подсластители, ароматизаторы или вкусовые добавки. 

Какую воду не надо маркировать

Лед и снег, хоть и включены в код 2201 ТН ВЭД, не подлежат маркировке.  К обязательной маркировке воды также не относится:

  1. вода, используемая для детского питания;
  2. продукция, находящаяся в таможенном транзите или предназначенная для экспорта;
  3. образцы, применяемые при испытаниях во время хранения и перевозки;
  4. товары для магазинов беспошлинной торговли;
  5. вода, ввозимая из-за рубежа для личного пользования;
  6. продукция, предназначенная для служебного использования дипломатическими представительствами;
  7. вода, находящаяся на складе у производителя.

Этапы маркировки воды

Рассмотрим подробнее сроки маркировки воды:

  1. С 1 декабря 2021 года введена обязательная маркировка упакованной природной минеральной воды.
  2. С 1 марта 2022 года началась маркировка питьевой воды в упаковке.
  3. С 1 ноября 2022 года все участники оборота маркированной воды обязаны использовать электронный документооборот (ЭДО) для передачи данных в систему «Честный ЗНАК».
  4. С 1 марта 2023 года продавцы должны сканировать маркировку на онлайн-кассе.
  5. С 1 сентября 2023 года началась регистрация в «Честном ЗНАКе» для маркировки детской воды, а также внесение информации о товарах в каталог.
  6. С 1 декабря 2023 года организации общепита, школы, детские сады и больницы, приобретающие бутилированную воду для собственных нужд, обязаны передавать данные в «Честный ЗНАК».
  7. C 1 сентября 2024 года становится обязательным разрешительный режим онлайн-проверки для всех продавцов.
  8. C 1 марта 2025 года начался  этап маркировки упакованной воды с введением обязательной офлайн-проверки на кассе. Она применяется в случае отсутствия связи информационной системой маркировки по техническим причинам. Решение о продаже товара с маркировкой принимается через Локальный Модуль «Честного ЗНАКа».

Начиная с 1 марта 2025 года все участники маркировки упакованной воды должны вести поэкземплярный учет. Каждый товарный код нужно указывать в универсальном передаточном документе (УПД) и передавать информацию в «Честный ЗНАК» и контрагентам.

Виды учета маркированной воды и что это значит

Учет маркированной воды бывает двух видов: поэкземплярный и объемно-сортовой.

  1. Объемно-сортовой — упрощенный вариант. Через него в «Честный ЗНАК» поступают данные только о партиях: общий код GTIN и количество товара. Информация о каждой отдельной единице с кодом не передается. Сообщать нужно при приемке и выводе товара из оборота, кроме продажи.
  2. Поэкземплярный учет позволяет отслеживать движение каждой единицы товара. Он требует изменения текущих процессов у участников рынка и покупки дополнительного оборудования.

Для автоматической проверки всех кодов маркировки воды при приемке и отгрузке нужен терминал сбора данных (ТСД) или стационарный сканер.

При больших объемах продукции целесообразно применять агрегацию. Метод позволяет объединять одинаковые товары в транспортные упаковки. Вместо сканирования каждого отдельного товара, считывается код агрегата. Это облегчает и ускоряет процессы приемки и отгрузки продукции.

При поэкземплярном учете важно не перепутать товары и отгрузить их именно тому контрагенту, который указан в универсальном передаточном документе (УПД).

Особенности маркировки для продавцов

Для продавцов маркировка предусматривает регистрацию на платформе «Честный ЗНАК», нанесение кода на товар, а также передачу данных о продаже в систему через онлайн-кассу. 

Прием воды в потребительской упаковке от поставщика продавцы подтверждают через ЭДО. При списании продукции они самостоятельно выводят ее из оборота.

Данные о причинах, не связанных с продажей, передаются в «Честный ЗНАК» согласно п. 3. Постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.

При продаже покупателю выдается кассовый чек с реквизитами и тегом маркировки [М].

Обязательная маркировка упакованной воды также относится к онлайн-торговле. Интернет-магазинам следует использовать облачную кассу для передачи данных в систему маркировки. Она должна поддерживать ФФД 1.2 и разрешительный режим с двумя видами проверки. Чек с обязательными реквизитами отправляется покупателю и в ФНС в электронном виде.

Особенности маркировки для производителей

Маркировкой минеральной воды должны заниматься производители и импортеры.

После регистрации в системе «Честный ЗНАК» следует заполнить карточки товаров в Национальном каталоге. Далее через ГИС МТ с помощью сертификата УКЭП производители заказывают коды маркировки. Без УКЭП регистрация невозможна.

После нанесения кодов маркировки необходимо отправить отчет в «Честный ЗНАК» и ввести товары в оборот. Правила маркировки воды и формы отчетности зависят от товарной группы.

При отгрузке продавцы должны отправлять контрагентам электронный УПД. В УПД указывается количество товара и код GTIN. При браке или порче продукции контрагенты выводят из оборота коды маркировки упакованной воды через «Честный ЗНАК». Для этого нужно заполнить акт приема-передачи и передать партию продукции для доставки.

Штрафы

При нарушении правил маркировки упакованной воды предусмотрены штрафы. Они установлены ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ и положением Федерального закона № 204-ФЗ от 11.06.2021.

Штрафы за изготовление и продажу упакованной воды без цифровой маркировки:

  1. Юрлица — от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией товара.
  2. Должностные лица — от 5 000 до 10 000 ₽ с конфискацией.

Ответственность за хранение, транспортировку и продажу упакованной питьевой воды с маркировкой без передачи данных в систему «Честный ЗНАК»:

  1. Юрлица — от 50 000 до 300 000 ₽.
  2. Должностные лица — от 5 000 до 10 000 ₽.

За ввод продукции в оборот без разрешительной документации или с искаженной информацией:

  1. Юрлица — от 50 000 до 100 000 ₽.
  2. Должностные лица — от 1 000 до 10 000 ₽.

Если товар не введен в оборот:

  1. Должностные лица — от 1 000 до 10 000 ₽.
  2. Малые предприятия — от 25 000 до 50 000 ₽.
  3. Средние и крупные компании — от 50 000 до 100 000 ₽.

В случае сговора или особо крупных нарушений штраф может достигать 1 млн ₽. Также возможно лишение свободы сроком до 6 лет.