Как правильно защищать права на контент

2023-08-02 16:58:26 Время чтения 11 мин 378

Несмотря на кризисы и санкции, экономика Рунета продолжает расти. По итогам 2022 года ее объем увеличился на 29% и составил 12,2 трлн рублей. Все, что мы видим в сети – посты, музыка, видеоролики, рекламные баннеры, фотографии – это и есть контент, производство и потребление которого стимулирует развитие экономики Рунета, позволяя зарабатывать деньги. 

Создатели контента заинтересованы в том, чтобы он был защищен от конкурентов и недобросовестных пользователей, ведь потеря контроля над ним приводит к финансовым убыткам. Как защитить контент? Попробуем разобраться. 

Почему происходит нарушение прав на контент в интернете

К сожалению, в России довольно низкая культура в области обращения с интеллектуальной собственностью. Большинство пользователей считают, что все размещенное в интернете является общедоступным, а потому каждый может распоряжаться контентом на свое усмотрение. Если в реальном мире все прекрасно понимают, что попытка вынести экспонат из картинной галереи наказуема, то в интернете использование чужой картинки без согласия автора словно не воспринимается как правонарушение. Такая ситуация затрудняет защиту прав создателей контента, снижает заработок и тормозит развитие многих творческих сфер деятельности.

Но при должном знании законов и практики их применения защитить свою интеллектуальную собственность в России возможно. Для этого применяется 4-я часть Гражданского кодекса РФ. Ее стоит прочитать всем, кто занимается творческой деятельностью. Кроме того, важна и судебная практика, в особенности акты Верховного суда РФ и Суда по интеллектуальным правам. 

Механизм защиты контента в России

Контент относится к объектам авторского права и смежных прав. Закон определяет контент по двум признакам:

  1. Он должен быть создан физическим лицом (автором).
  2. Он должен иметь объективную форму выражения, то есть другие лица могут с ним ознакомиться. Идеи и мысли, которые существуют только в сознании автора, законом не защищаются.

Регистрировать права на контент не нужно. Если автор (правообладатель) видит, что контент используется без его ведома, он может добиваться защиты своих прав. Для этого автору нужно подтвердить:

  1. Наличие прав на свое произведение. В России действует презумпция авторства, то есть лицо, указанное на экземпляре произведения, и есть его автор. Если авторство не было указано, следует предъявить исходные материалы, рабочие черновики и любые другие доказательства, которые его подтвердят. 
  2. Факт нарушения и установить лицо, незаконно использующее контент.

Как обезопасить свой контент от коммерческого использования?

  1. Добавлять свой водяной знак или подпись на тот или иной материал (фотография, видео, изображение).
  2. Не публиковать материалы в высоком разрешении. Лучше оставить их у себя: это даст возможность продать их тем, кто готов использовать контент правомерно.
  3. Фиксировать факт нарушения. Если вы увидели, что ваши материалы используются незаконно, прежде чем направлять претензию нарушителю, сделайте скриншот и/или видео, на которых будут видны дата, время, адрес страницы, само нарушение, а также контакты и реквизиты того, кто владеет сайтом. Такую совокупность фактов будет сложнее оспорить.
  4. Лицензировать свой контент. Это отличая возможность монетизировать свое творчество и легализовывать его использование клиентами. 
  5. Обращаться за помощью в компании, которые специализируются на защите авторских прав на визуальный контент. Обширная практика и компетентность юристов в этой достаточно узкой отрасли с большей вероятностью позволит разрешить спор в вашу пользу.

Как найти юристов для защиты своего контента?

По-настоящему качественно отстоять интересы правообладателя в суде могут только те юристы, которые специализируются на защите авторских прав. Сегодня в России таких немного по простой причине – заниматься этими делами не слишком рентабельно. Средняя сумма иска, как правило, составляет 50-60 тысяч рублей, а рассмотрение дела может занять от 4 месяцев до полутора лет. И никто не может гарантировать, что суд вынесет решение в пользу автора. Еще одна проблема – у правообладателей часто просто нет средств для оплаты судебных представителей. Поэтому для юристов проще и выгоднее заниматься другими областями права, где сумма исковых требований выше, а процессы не растягиваются на столь долгое время. 

Несмотря на это, в России все же есть защитники правообладателей. Самый простой способ проверить эффективность юриста или юридической компании – изучить практику через картотеку арбитражных дел и посчитать процент выигранных дел или дел с частично удовлетворенными требованиями. Только это является объективным показателем, демонстрирующим опыт и квалификацию юриста. Не стоит забывать, что дела можно решить досудебным соглашением. Они ни в какой общедоступной статистике не отображаются, но на этапе поиска юристов следует спросить, были ли в их практике такие случаи. Чем их больше, тем лучше.

Эффективнее всего работают не отдельные юристы, а юридические фирмы, которые поставили защиту авторов контента на поток. Такие компании на протяжении многих лет развивают судебную практику и нарабатывают опыт команды юристов по этому профилю. Подобный подход показывает высокие результаты. 

Виды ответственности за нарушение авторских прав

Существует три вида ответственности: гражданская, административная и уголовная.

1. Гражданская ответственность. 

Наиболее часто применяемая мера для защиты прав автора. Он может предъявить нематериальные и материальные требования. К первым относятся:

— признание права на контент;

— пресечение действий, которые нарушают право (например, суд может обязать нарушителя удалить контент);

— публикация решения суда;

— изъятие контрафактного материального носителя.

К материальным требованиям относятся:

— требования о возмещении убытков; 

— выплата компенсации от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Также можно потребовать выплату двукратной стоимости контрафактных экземпляров, либо двукратного размера стоимости права использования.

Можно предъявить требования в отношении либо возмещения убытков, либо выплаты компенсации. Два сразу – нельзя. Но после того как Верховный суд РФ вынес определение по делу А63-6499/2021, взыскать убытки стало практически невозможно. Это связано с тем, что материальные убытки в привычном смысле у правообладателя отсутствуют или не подлежат точному подсчету. Поэтому рекомендуем требовать взыскание компенсации. 

2. Административная ответственность.

Административная ответственность регулируется ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях, где предусмотрены санкции за нарушение авторских прав и смежных с ними, а также изобретательских и патентных прав. Эта мера защиты может применяться, например, за незаконное использование программного обеспечения. 

Основное условие для применения административной ответственности — указанная выше деятельность осуществляется с намерением получить финансовую выгоду. 

За нарушение авторских и смежных прав налагаются штрафы в следующих размерах:

1. Для физических лиц: от 1 500 до 2 000 рублей.

2. Для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.

3. Для юридических лиц: от 30 000 до 40 000 рублей. 

Кроме того, вместе с административным штрафом предусматривается конфискация контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых при нарушении исключительных прав. 

Аналогичные санкции предусмотрены и за нарушение изобретательских и патентных прав. 

3. Уголовная ответственность.

Самая жесткая мера ответственности. Выделяют два вида нарушений. 

1. Плагиат. Это ситуация, когда иное лицо незаконно присваивает себе авторство произведения. Наказание: штраф до 200 000 рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода, полученного осужденным в течение не более чем 1,5 лет. Также возможно наказание в виде обязательных работ или ареста на срок от 3 до 6 месяцев.

2. Незаконное использование, хранение, транспортировка, покупка произведений авторских и смежных прав стоимостью от 100 000 рублей с целью их продажи. Наказание: штраф в размере стоимости прав, а также обязательные, принудительные, исполнительные работы или арест на срок от 3 до 6 месяцев.

Уголовные дела обычно инициируются при использовании нелицензионного программного обеспечения, а также при обнаружении крупных партий контрафакта, то есть в тех случаях, когда правоохранители могут изымать материальные носители. В отношении визуального контента на практике нашей компании «Антипиратские технологии» таких кейсов не было. 

Помогут ли нейросети снизить количество незаконного использования контента

Генерация картинок с помощью нейросетей стала чрезвычайно популярным делом. Но едва ли это приведет к снижению числа незаконного использования изображений. Выделим три основные причины. 

1. Большинство нейросетей требуют оплаты подписки для коммерческого использования результатов. Поэтому, если человек хочет использовать картинку бесплатно, он не будет использовать нейросеть, а, как и раньше, станет искать изображение в интернете. 

2. Картинки, которые выдает нейросеть, часто требуют дополнительной обработки человеком. То есть снова придется платить дизайнеру или художнику. 

3. Для коммерческих целей чаще всего необходимы фотографии конкретных товаров и выполненных услуг, которые нейросети не могут качественно сгенерировать. 

Что делать, если вас обвинили в нарушении прав на контент?

1. Проверить, действительно ли было правонарушение, то есть удостовериться, что вы на самом деле используете контент без разрешения, а тот, кто предъявляет претензию – его реальный правообладатель. 

2. Если нарушение действительно было, лучше договариваться в досудебном порядке. Авторы обычно не хотят доводить до суда и предпочитают уладить дело как можно быстрее без судебных издержек. 

И помните главное – не игнорируйте письма и сообщения с претензиями от правообладателей. Чем быстрее вы отреагируете, тем меньше будут ваши потери.