Как самозанятым зарегистрировать свой личный бренд в качестве товарного знака?

2023-07-12 13:44:05 Время чтения 14 мин 2370

С 29 июня 2023 года, согласно Федеральному закону от 28 июня 2022 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», любой самозанятый гражданин имеет возможность зарегистрировать свой личный бренд в качестве товарного знака и получить право на его юридическую защиту.

Теперь для регистрации товарного знака самозанятым нет необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Имя бренда – это один из способов индивидуализации бизнеса, повышения конкурентноспобности и дистанцирования от конкурентов. Наиболее эффективным инструментом правовой охраны и защиты имени бренда, в том числе фамильных брендов, является такой объект интеллектуальной собственности как товарный знак. Товарный знак служит обозначением для индивидуализации товаров, работ и услуг. При его грамотном использовании правообладатель имеет в своём арсенале не только легальную монополию на его использование, но и возможность увеличить свою прибыль, масштабировать бизнес через заключение лицензионных договоров, в том числе использовать франчайзинговую модель развития бизнеса. А в случае незаконного использования товарного знака возможность привлечь нарушителя к административной ответственности, а также пресечь акт недобросовестной конкуренции. За незаконное использование товарного знака предусмотрена компенсация правообладателю: от 10 000 до 5 000 000 Р на усмотрение суда.

Какие элементы личного бренда можно использовать в качестве товарного знака?

В качестве товарного знака могут быть использованы следующие элементы имени гражданина:

  1. собственные имя и фамилия,
  2. фамилия, имя и отчество,
  3. только имя,
  4. фамилия с инициалами,
  5. псевдоним, который может частично совпадать с реальным именем самозанятого, а может быть полностью вымышленным.

Данные обозначения могут использоваться в названии домена интернет-сайта, группы в социальных сетях, в элементах логотипа, слогане рекламной кампании, рекламных макетах, а также использоваться на упаковке и этикетках товаров.

Чем успешнее и известнее бренд самозанятого, тем больше угроза, что его имя и прочие атрибуты могут быть присвоены конкурентами и другими лицами с целью недобросовестной конкуренции. Поэтому, чем раньше владелец личного бренда поставит перед собой вопрос о способах его юридической защиты, тем сохраннее будет эта часть его интеллектуального капитала.

Может ли самозанятый зарегистрировать в качестве товарного знака свое имя и фамилию?

Да, имя и фамилию (далее – фамилия), либо производное от них словесное обозначение можно зарегистрировать как товарный знак. Такие обозначения могут включаться в товарный знак и в качестве его элемента. Регистрация фамильных товарных знаков возможна, если они в целом соответствуют условиям охраноспособности товарного знака, установленным в статье 1483 Гражданского кодекса РФ.

Однако, вопросы, связанные с получением правовой охраны фамильных товарных знаков, гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Практика регистрации фамильных товарных знаков на физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, только начинает формироваться. На основе опыта регистрации фамильных знаков в России мы можем уже сейчас спрогнозировать по какому пути она пойдёт и с какими вопросами самозанятый столкнётся в процессе получения правовой охраны для таких знаков. 

Если самозанятый хочет получить исключительное право на использование своей фамилии в качестве товарного знака, ему нужно пройти процесс государственной регистрации в Роспатенте. В первую очередь важно определить, в каком виде могут быть зарегистрированы их товарные знаки и выбрать самый подходящий вариант.

Грамотное решение этого вопроса еще на стадии подготовки заявки на регистрацию поможет определить, обладает ли заявленное обозначение различительной способностью или нет. 

Чтобы понять, каковы шансы на государственную регистрацию фамильного бренда в качестве товарного знака следует рассмотреть три вопроса:

- Какие виды фамильных товарных знаков существуют?

- Какие сложности могут возникнуть при регистрации фамильных товарных знаков?

- Какие могут быть основные причины отказа в регистрации фамильного товарного знака?

Какие виды фамильных товарных знаков существуют?

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (пункт 1 статьи 1482 ГК РФ).

Обозначения-фамилии, как правило, регистрируются как словесный товарный знак или включаются в качестве элемента в комбинированные обозначения. Например, в России были зарегистрированы в качестве фамильных товарных знаков следующие словесные обозначения

по свидетельству № 443566
по свидетельству № 489484
по свидетельству № 718971
по свидетельству № 948273
по свидетельству № 948428

И комбинированные обозначения, включающие наряду со словесным элементом изобразительный элемент: 

товарный знак со словесным элементом «КАЛЯЕВ» по свидетельству № 667152
товарный знак со словесным элементом «IZABELLA PAVLOVA» по свидетельству № 948771

Фамильные товарные знаки могут выполняться как буквами кириллического алфавита, так и латинскими буквами с написанием их стандартным шрифтом или в особой графической манере. Может использоваться «смешанная» манера - буквы из разных алфавитов.

Наравне с другими товарными знаками, фамильные товарные знаки могут регистрироваться как в черно-белом исполнении, так и в цвете:

по свидетельству № 423414

или цветовом сочетании:

по свидетельству № 481409 (пункт 2 статьи 1482 ГК РФ)

Выбор вида товарного знака, его шрифтового и цветового исполнения является очень важным аспектом для его использования в дальнейшем. Товарный знак охраняется таким, как он есть. Это означает, что правообладателю следует использовать товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован и в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Иначе он может лишиться исключительного права на свой товарный знак досрочно и вопреки своей воле. 

Выбор товаров и услуг, для маркировки которых планируется регистрация и использование товарного знака, осуществляется по классам в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков. Составить перечень товаров и услуг по классам МКТУ можно самостоятельно или обратиться за помощью к патентным поверенным РФ по товарным знакам. Специалисты оказывают профессиональную помощь в подготовке и подаче заявки на товарный знак и ведению дел с Роспатентом по вопросам получения правовой охраны для заявленного на регистрацию знака.

Какие сложности могут возникнуть при регистрации фамильных товарных знаков?

Для лучшего понимания специфики использования фамилий в товарных знаках необходимо исключить подмену таких понятий как право на имя и право на товарный знак, поскольку:

- имя является средством индивидуализации личности в общественной жизни и в гражданском обороте, а товарный знак – средство индивидуализации товара в гражданском обороте;

- право на использование имени в товарном знаке - это понятие, производное от права на имя.

Анализ практики регистрации товарных знаков в Роспатенте показывает, что вопросы, связанные с получением правовой охраны товарных знаков, воспроизводящие фамилии известных личностей или предпринимателей, являются одними из самых сложных и дискуссионных в теории и практике экспертизы таких обозначений.

По общему правилу, регистрация в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих фамилии или псевдонимы реальных лиц, может быть произведена, если обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, обладает различительной способностью и не способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товара или места производства товара. 

Один из самых проблемных вопросов, заключается в том, могут ли обозначения-фамилии выполнять основную функцию товарного знака - отличать товары одного изготовителя от аналогичных товаров других изготовителей. На языке специалистов в области товарных знаков -  это вопрос о различительной способности обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака. 

При регистрации фамильных товарных знаков возникает дополнительная сложность. Существует презумпция того, что такие обозначения изначально не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ. Это связано с тем, что фамильные товарные знаки по своей сути являются средством индивидуализации физических лиц, а не товаров, работ и услуг. Следовательно, они не способны самостоятельно индивидуализировать товары и услуги.

Особенно строго такой подход применяется к распространенным на территории РФ фамилиям. Например, Иванов, Смирнов, Кузнецов, Попов, Петров, Соколов и пр. И неважно буквами какого алфавита выполнена фамилия, в единственном или множественном числе, в одну строку или в несколько. 

При этом ГК РФ предусматривает право доказать приобретенную различительную способность такого обозначения и получить правовую охрану товарного знака. В случае, если заявитель представит в Роспатент материалы, подтверждающие, что заявленная фамилия воспринималась потребителем как обозначение товаров изготовителя, а не как фамилия до даты подачи заявки. То есть заявитель докажет так называемую приобретенную различительную способность обозначения-фамилии. Такие материалы могут быть представлены как при подаче заявки, так и в ходе проведения экспертизы товарного знака в Роспатенте.

Какие могут быть основные причины отказа в регистрации фамильного товарного знака?

Помимо определения у заявленного обозначения различительной способности, заявителю нужно быть готовым к тому, что экспертиза Роспатента может обозначить несколько мотивов для отказа в регистрации товарного знака. 

Самыми частыми причинами отказа в регистрации обозначения-фамилии являются:

  1. отсутствие у них различительной способности (пункт 1 статьи 1483 ГК РФ); 
  2. способность вводить потребителя в заблуждение (подпункт 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ);
  3. несоответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали (подпункт 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ). 

Наряду с этими, встречаются и другие основания для отказа в регистрации обозначений-фамилий – полный их перечень приведен в статье 1483 ГК РФ.

Несмотря на сложность и изменчивость правоприменительной практики в отношении регистрации фамильных товарных знаков, большинство этих препятствий может быть успешно преодолено специалистом. Для этого обладателю личного бренда до подачи заявки на товарный знак в Роспатент следует провести профессиональное комплексное исследование возможных рисков в регистрации обозначений-фамилий и подготовить пакет документов, подтверждающих обоснованность регистрации такого товарного знака на своё имя. Если своевременно предпринять указанные действия, то шансы на успех в деле государственной регистрации собственного фамильного товарного знака будут гораздо выше. Это также позволит существенно сократить финансовые и временные затраты на процедуру регистрации товарного знака в целом.