Бизнес-клон: как защититься от копирования бренда?

2023-06-08 18:59:40 Время чтения 10 мин 1006

В своей практике я очень часто сталкиваюсь с проблемой недобросовестной имитации или копирования бизнеса.

Например, производитель использует при продаже своих товаров крайне схожий с вашим дизайн упаковок и логотип, пользуясь при этом преимуществами уже наработанной вами деловой репутации и известности на рынке.

Часто создаются сайты-клоны в сети Интернет со схожими доменными именами и содержимым, на которых даже зачастую можно увидеть свой товарный знак.

Еще одним распространенным примером может служить открытие магазина с аналогичным дизайном интерьера и вывеской.

Знакомые ситуации? Тогда в этом посте я кратко опишу, как можно защитить себя от недобросовестных конкурентов.

Прежде всего, необходимо немного рассказать про, так называемые, средства индивидуализации, которые, как раз, и помогают отличать одну компанию от другой на рынке товаров и услуг.

Закон прямо предусматривает следующие виды средств индивидуализации:

  1. Товарные знаки/ знаки обслуживания – представляют собой словесные, изобразительные или комбинированные обозначения, которые индивидуализируют ваши товары и услуги, и которые зарегистрированы в качестве таковых в Роспатенте на территории России в отношении определенных видов товаров или услуг. В случае регистрации товарного знака его правообладателю предоставляется монополия на его использование в отношении выбранных им товаров или услуг, а также право запрещать другим лицам использование охраняемого обозначения в отношении схожей или аналогичной деятельности. Проверить наличие зарегистрированного товарного знака можно, в частности, через сайт Роспатента по номеру регистрации, через сайт WIPO либо через бесплатные сервисы, такие как, FindTM. Например, всем известное обозначение «Кока Кола» - это товарный знак, зарегистрированный в РФ за номером 35217.

Зачастую самостоятельный поиск по открытым базам является неполным, поэтому чтобы проверить все наверняка, лучше прибегать к поиску по платным базам Роспатента и помощи специалиста.

  1. Коммерческие обозначения – обозначения, которые призваны индивидуализировать ваше предприятие, бизнес в целом. Неформально «право на коммерческое обозначение» также называют «правом на вывеску». При этом коммерческие обозначения могут использоваться не только на вывесках, но и в документации компании, рекламе и т.п. Такие обозначения нигде не регистрируются, но охрана им предоставляется только в случае, если такое обозначение приобрело узнаваемость в глазах потребителей на определенной территории. Доказывать такую известность в случае спора придется вам.
  2. Фирменные наименования – это обозначения, которые индивидуализируют именно вашу компанию (юридическое лицо), а не ваши товары, услуги или предприятие. Когда вы регистрируете компанию в налоговой, то именно тогда вы и выбираете ей фирменное наименование, которое заносится в учредительные документы и публичный реестр (ЕГРЮЛ). В качестве примера возьмем ООО «Рога и копыта», словосочетание «Рога и копыта» является фирменным наименованием юридического лица. Проверить наличие схожих фирменных наименований и даты их регистрации можно прямо на сайте налоговой службы
  1. Наименования мест происхождения товаров – наиболее редко встречающиеся средства индивидуализации, призванные индивидуализировать товар в привязке к месту его оригинального происхождения или производства. Например, вода Боржоми. Право именоваться так могут иметь и несколько компаний, которые отвечают при этом определенным критериям.

Так зачем же нужны средства индивидуализации?

Дело в том, что в случае если вы первыми начали использовать определенное обозначение и при этом правильно оформили его в соответствии с требованиями закона (например, зарегистрировали товарный знак или фирменное наименование), то за вами закрепляется приоритет в использовании такого обозначения, и вы можете требовать от других лиц воздержаться или прекратить использование такого же или схожего обозначения, если возникает вероятность смешения деятельности. Что интересно, это правило действует для всех средств индивидуализации.

Например, если вы являетесь правообладателем товарного знака «Хлеб» в отношении музыкальной деятельности с 2013 года, то вы можете запретить другим лицам, которые используют такое наименование после 2013 года в аналогичной деятельности, его использование, а также требовать денежную компенсацию (от 10 тысяч до 5 млн. рублей или в двойном размере стоимости реализованной нарушителем продукции/услуг, или двойной стоимости права использования товарного знака).

Такая же логика применима, например, и к фирменным наименованиям. Если, скажем, в 2016 году вы зарегистрировали ООО «Пес барбос» в отношении деятельности по ветеринарному лечению, то вы можете требовать от других компаний, зарегистрированных после и ведущих аналогичную деятельность, прекращения использования вашего или схожего фирменного наименования (например, ОАО «Пёс барБОСС»).

Самые распространенные варианты защиты

1. Судебная защита

В случае если вы обнаружили, что кто-то ведет бизнес, используя при этом схожее или аналогичное обозначение, то можно рекомендовать следующий общий алгоритм действий (безусловно, каждая ситуация индивидуальна и возможны иные варианты развития событий):

1) Проверить, есть ли у вас в принципе охраняемое законом на территории России средство индивидуализации: зарегистрированный и не прекративший свое действие товарный знак, зарегистрированное фирменное наименование или ставшее известным коммерческое обозначение. 

2) Проверить, кто раньше начал использовать спорное обозначение. Так, например, если ваш товарный знак используется в чьем-то доменном имени, то с помощью сайта whois-service можно посмотреть, когда такое доменное имя было зарегистрировано, и сравнить с датой начала использования/регистрации вашего средства индивидуализации. В отношении зарегистрированных товарных знаков необходимо ориентироваться на дату приоритета (дата, когда вами была подана заявка на регистрацию). 

3) Если вы понимаете, что ваше обозначение охраняемое, и вы стали использовать его раньше предполагаемого нарушителя в отношении однородной деятельности, то далее стоит заняться сбором доказательств. Прежде всего, идентифицировать нарушителя и зафиксировать факт использования вашего обозначения. Например, сделать контрольную закупку товаров, на которых используется ваше обозначение, с товарными чеками; произвести фотосъемку помещения, в котором используется ваше обозначение; провести нотариальный осмотр сайта нарушителя в сети Интернет и оформить нотариальный протокол осмотра.

4) Подготовить и направить досудебную претензию предполагаемому нарушителю на его официальный юридический адрес, указанный в выписке из ЕГРЮЛ, а также по фактическому адресу для связи. В случае предъявления неденежных требований делать это необязательно, но, по моему мнению, во многих ситуациях споры можно решить еще до обращения в суд. 

5) В случае, если нарушитель отказывается мирно урегулировать спор, то можно перейти к реальным действиям: например, требовать досудебной блокировки сайта через регистратора доменного имени, в котором используется ваш или схожий товарный знак; подать исковое заявление в суд с требованием о запрете использования обозначение тем или иным способом и возможно с требованием о денежной компенсации, в случаях, когда это допускается законом. 

Важно иметь в виду, что в отношении предпринимателей ответственность наступает вне зависимости от наличия вины в действиях нарушителя.

2. Обращение в федеральные антимонопольные органы

В качестве альтернативы обращения в суд или дополнительного способа защиты, существует также механизм защиты от недобросовестных конкурентов через ФАС

Если говорить очень обобщенно, то Закон о защите конкуренции предусматривает случаи недобросовестной конкуренции с использованием средств индивидуализации либо при создании смешения/угрозы смешения продукции/деятельности в глазах потребителей. Такое поведение может быть признано незаконным, если осуществляется вашим конкурентом недобросовестно с целью извлечения необоснованного преимущества на одном и том же товарном рынке. При установлении антимонопольным органом факта недобросовестной конкуренции, нарушителю может грозить предписание ФАС о прекращении нарушения, административный штраф, взыскание полученного от такой деятельности дохода в казну государства. 

Для инициации проведения проверки в отношении нарушителя необходимо подготовить и подать заявление в территориальный ФАС по месту ведения предполагаемым нарушителем его деятельности. При этом в отличие от обращения в суд не требуется уплачивать какие-либо пошлины. Далее в случае принятия заявления к рассмотрению, ФАС уже запрашивает у сторон все необходимые доказательства, документы, проводит заседания с участием сторон (процесс может длиться до 9 месяцев), по итогам чего выносит решение о наличии или отсутствии факта нарушения антимонопольного законодательства.