В 1854 году Дэниел Маккаллум, инженер и управленец, занявший пост генерального суперинтенданта (управляющего) железной дороги, соединяющей Нью-Йорк с озером Эри, столкнулся с задачей, которая сегодня кажется типичной: как эффективно управлять сложной системой, где задействованы тысячи сотрудников, десятки станций и протяженные маршруты.
Протяженность сети превышала 800 километров, а объем информации, связанной с движением поездов, логистикой и персоналом, стремительно возрастал.
Чтобы справиться с этой задачей, Маккаллум разработал первую в истории наглядную схему организационной структуры, отражающую не только привычное разделение обязанностей, но и иерархию управления. Документ стал важным шагом в становлении современного корпоративного управления.
Рождение первой оргструктуры
«Схема железной дороги между Нью-Йорком и озером Эри, представляющая план её организации» была составлена в сентябре 1855 года при участии молодого канадского инженера Джорджа Холта Хеншоу. В отличие от простых списков должностей и подчиненности, она визуализировала фактические процессы организации: кто за что отвечает, сколько человек занято в каждом отделении и как информация передается от руководства до исполнителей.
Древовидная структура — с центральным стволом (президентом компании) и ветвями (менеджерами среднего звена), доходящими до самых малых узлов — рядовых сотрудников.
Технологический контекст
Интересно, что появление такой схемы стало возможным благодаря развитию телеграфа — технологии, позволяющей собирать и передавать информацию быстро и точно. Без телеграфа координация столь масштабной железнодорожной сети была бы невозможна. Схема Маккаллума стала символом перехода к технологически продвинутому (инновационному) менеджменту.
С тех пор эти стандарты управления применяются во всём мире. В 1862 году Маккаллум был назначен полковником и стал начальником всех железных дорог в Соединенных Штатах.