Как стартапу масштабировать бизнес в Европе

2023-05-05 11:21:28 Время чтения 9 мин 347

Ни один бизнес не растет без инвестиций, и по мере его развития каждый фаундер стремится вывести свое предприятие за границы его региона и страны. Однако в текущей действительности развивать долгосрочные коммерческие проекты стартаперам из России стало намного сложнее. Какие перспективы и какие трудности может в себе таить релокация бизнес-проекта. 

Фото: Pexels

Финансовому развитию любого стартапа характерно прохождение определенных этапов. От момента поиска средств для начального оформления инновационной идеи до привлечения инвестиций в уже понятный и работающий бизнес - стартап, как правило, преодолевает пять стадий. 

  1. Preseed - период стартовых вложений, когда проект существует на уровне идеи, а ее первый прототип - на этапе разработки. Чаще всего эту стадию фаундеры проходят, привлекая средства ближайшего окружения — семьи, друзей, знакомых, либо используют личные сбережения (бустрэппинг), берут ссуды и кредиты.
  2. Seed - стадия считается самой длительной и может занять более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект может быть поддержан бизнес-ангелами и венчурными фондами ранних стадий. 
  3. Раунд А - стадия, когда стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой,  клиентами и уже может привлекать прямых инвесторов.
  4. Раунд В - период, в который компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, ей необходимо продолжать привлекать средства для масштабирования. На данном этапе ей потребуются бизнес-ангелы или фонды-участники.
  5. IPO - финальная стадия финансового развития стартапа, когда уже полноценная компания становится участником фондового рынка и начинает первичную продажу своих акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.

В текущих обстоятельствах наиболее доступным маршрутом международного развития стартапа и возможностью вызвать интерес к несу со стороны инвесторов - это релокация. Нередко основатели рассматривают собственный переезде в потенциально интересную для своего проекта страну и ищут пути решения через процедуры получения визы инвестора в недвижимость или цифрового кочевника, студенческой или рабочей визы. Хотя гораздо более эффективным способом бизнес-масштабирования выглядит возможность получения стартап-визы.  

Так, в странах Европы стартап-виза позволяет основателям бизнеса получить следующие  преимущества:  

  1. получение ВНЖ, 
  2. разрешение на работу: возможность открыть собственный бизнес или работать в найме, при таковой необходимости,
  3. предоставление льгот и государственной поддержки, как в стране пребывания, так и в других странах Европейского союза. 

Ограничение составляет только возможность избирательного права. Но как получить одобрение комиссии на право получения стартап-визы в Европе? 

Требования, предъявляемые к проектам довольно широки и номинально схожи во всех странах: инновационность, жизнеспособность, возможность масштабируемости проекта, инвестиционная привлекательность, социальная и экономическая значимость проекта, развитие приоритетных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и приток высококвалифицированных талантливых специалистов в страну, ее экономический рост вследствие поступления новых налоговых отчислений. 
руководитель отдела инноваций 3PConsulting 
Анна Богданова

Кроме схожего списка критериев, отвечающих инновационности проекта, которому та или иная страна ЕС одобрит стартап-визу, есть и список отличий. Не каждое государство сможет оказать поддержку бизнесу в его начальной стадии. Например, финские, испанские и британские уполномоченные комитеты готовы принять к рассмотрению проекты на этапе идеи, но во Франции, Швеции и Новрвегии ревьюры будут требовать подтверждений успешного  бизнеса. К тому же есть и чисто технические различия в процедуре подачи документов. Эксперты 3PConsulting составили свой рейтинг наиболее комфортных стран для релокации стартап-проектов и делятся анализом различий в подходе к процедуре одобрения стартап-визы в разных государствах ЕС. 

По причине возросшей популярности стартап-программ уполномоченные организации вынуждены менять условия рассмотрения проектов. Так, например, в Финляндии сейчас обновляют комитет Business Finland: нанимают новых ревьюеров и изменяют порядок одобрения. Сейчас проекты рассматривают не меньше месяца, при официально заявленных 2 неделях. Еще более долгим срок рассмотрения заявки будет в Испании. Ранее этот период не превышал 90 дней, но в результате смены испанской проверяющей организации UGE на ENISA, теперь он составляет 110 дней. 
коммерческий директор 3PConsulting 
Никита Печаткин

Тонкости подачи заявки на стартап-визу в разных странах ЕС

Наиболее лояльная страна для релокации бизнеса по стартап-визе сегодня Финляндия. Но  россияне здесь столкнутся с “трудностями перевода” финансовых средств. Финны требуют открытия местного банковского счета. А в условиях отсутствия возможности SWIFT-переводов из России, внесение наличных средств осложнено. Чтобы внести наличные на счет необходимо множество документов, подтверждающих законное получение денежных средств стартапом. 

Уполномоченные проверяющие органы в Испании предъявляют строгое условие, чтобы на момент подачи документов в стране находился хотя бы один фаундер бизнес-проекта. Кроме того, для отправки заявки в ENISA, необходим расширенный пакет документов и цифровая подпись, которая выдается при наличии налогового номера NIE. Все это крайне затруднительно для стартаперов, так как сперва необходимо найти резидента, имеющего цифровую подпись, а затем по доверенности загрузить пакет документов.

Все еще более сложно в Великобритании, Франции и Португалии. В этих странах обязательным условием является одобрение инкубатора или фасилитатора. Но если в Португалии таких органов больше 100, то во Франции не найдется и 20. А необходимо успешно пройти собеседование и заинтересовать хотя бы один инкубатор, чтобы он поручился за стартап. Кроме того, во Франции любят, чтобы предоставленные документы были переведены на французский язык, а в кулуарах поговаривают о предвзятом отношении к стартапам из России. Португальцы менее предвзяты к нашим соотечественникам, но одобрение заявки может занять более 1,5 лет. 

Один из наших последних клиентских кейсов на получение стартап-визы в ЕС рассматривался финским комитетом всего 6 дней. Мы полагаем, что столь быстрое одобрение проект получил за счет того, что это был уже полноценно работающий бизнес в России на рынке SportTech-услуг, который успел показать положительную динамику развития на родине. Для совсем стартовых проектов сроки рассмотрения заявок более длительные. И, к сожалению, последнее время мы замечаем, что период рассмотрения заявок растет во многих странах. Проекты на стадии бизнеса, на наш взгляд, получают подтверждения чуть быстрее - отмечает Никита Печаткин, - в то время как стартапы на стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт) нужно прорабатывать более тщательно, в соответствии с регулярно меняющимися условиями и гайдами. 
коммерческий директор 3PConsulting 
Никита Печаткин

Возрастающая конкуренция среди желающих развивать свой бизнес по стартап-визе в Европе отражается и на сроках рассмотрения заявок, и на более строгой процедуре одобрения проектов и приводит к увеличению срока получения самих ВНЖ для фаундеров. Эксперты 3PConsulting рекомендуют подавать сразу максимально полный пакет документов, чтобы ускорить процесс и избежать оперативных изменений к требованиям в процессе рассмотрения заявки. Если Вы хотите знать больше о том, как получить ВНЖ по стартапп-программе, и что для этого нужно - подписывайтесь на канал 3PConsulting в Телеграм.