Как в СФУ протестировали формат онлайн-бакалавриата по разработке игр и что из этого вышло

2023-05-04 07:48:19 Время чтения 22 мин 1496

Стримы с преподавателями, сотрудничество с IT-хабами и практики в топовых сибирских компаниях

«Играешь в игры? Научим их создавать», — так звучит слоган кампании по набору абитуриентов на онлайн-бакалавриат по геймдеву в Институт космических и информационных технологий СФУ. Мало того, что в нишу разработки игр зовут не с баннеров каких-нибудь трехмесячных курсов, а в престижном российском университете, так еще и образование (с настоящим дипломом государственного образца!) студенты получают исключительно на удаленке. О плюсах и минусах нового для СФУ формата — в материале сайта «Сибирь работает».

О том, как в ИКИТ СФУ решились протестировать новый формат обучения, и с какими сложностями на старте университет столкнулся, рассказала нам Екатерина Чжан, заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике.

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Проект онлайн-бакалавриата «родился» у проректора по учебной деятельности СФУ Дениса Гуца в октябре 2021 года: представьте, что студенты делают абсолютно всё онлайн, они не приезжают в университет ни на условную физкультуру, ни на лекции по профильным дисциплинам. И мы представили себе и решили внедрить такой формат обучения именно в Институте космических и информационных технологий, — где, если не у нас этот формат оказался бы наиболее приемлемым? Так мы взялись за эту задачу и начали искать, что же сейчас изучать актуальнее всего.

Сначала мы думали, что «переедем» с уже готовым бакалаврским планом в онлайн. А когда мы начали со всем этим разбираться, то поняли, что раз формат новый, то и программу нужно создавать с нуля. Посмотрели на отрасль: после пандемии геймдев (то есть разработка игр) набирал обороты. Присмотрелись внимательно к студентам, чтобы понять, что для них актуальнее всего: они — разношерстные, смотрят разные фильмы и книги, но единственное, что всех их объединяет — они играют в онлайн-игры. И мы решили, что слоган «Играешь в игры? Научим их создавать» очень нам подходит, потому что в нашем институте имеются и нужные компетенции, и подходящая целевая аудитория.
«NighTales» — группа разработчиков игр. На момент образования команды ее участники были студентами ИКИТ СФУ.
Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Дело осталось только за изменением формата. Мы поняли, что нам нужен очень качественный лекционный видеоматериал: когда мы в аудитории ведем потоковые лекции, это одно — где-то мы можем отыграть харизмой, переключиться на шутку, например, а в онлайне это не работает — ты должен постоянно отвоевывать внимание студентов. В аудитории ты «воюешь с телефоном», а на конференции на любой из онлайн-платформ приходится конкурировать со множеством факторов.

Так, лекции мы начали снимать в нашем производственно-продюсерском центре, подключив, конечно, более жесткие требования как к ведению лекций преподавателями, так и к самому продакшену. Часть преподавателей ведет лекции синхронно со студентами — в режиме реального времени. Из интересного — мы проводим стримы с преподавателями, чтобы поближе познакомиться и разобрать интересные с точки зрения геймдева моменты.

У каждого нашего студента есть собственный выход в общую среду учебных ресурсов, а на онлайн-бакалавриате мы еще внимательнее следим, чтобы каждый студент понимал, какой у него жизненный цикл: что нужно сделать, какие задачи выполнить, какие есть дедлайны и задолженности. Там же находятся лекции, видеоматериалы и практические задания. Всё, что мы изучаем, дублируется туда, каждая дисциплина на 100 % покрыта онлайн-средой.

Надо понимать: мы даем студентам полное право выбора жизненного сценария

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
У дисциплины разная география, и в Красноярск поступившему приезжать необязательно, чтобы получить образование и диплом государственного образца. У каждого студента имеется доступ к общей инфраструктуре: ребята могут жить в общежитиях, участвовать в университетских мероприятиях, для них доступны те же самые стипендии. У нас был опыт, когда студентка онлайн-бакалавриата поняла, что хочет все-таки посещать потоковые лекции с другими студентами, и мы без проблем решили эту задачку.
«Farmer Halloween», игра группы разработчиков «NighTales»
Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Полноценно запустились мы в прошлом году: сейчас по направлению учатся 15 студентов, 11 — на бюджете, 4 — на платной основе (это наши же студенты курсов постарше, которые перевелись на это направление: они уже начали карьеру в IT, но у них нет времени посещать занятия каждый день. Всего на геймдев было выделено 25 бюджетных мест, но скептическое настроение родителей к онлайн-обучению и то, что программа в принципе новая, еще неизведанная, не позволило получить нам большее количество заявок на онлайн-бакалавриат.

Сайт направления: здесь можно изучить учебный план на четыре года вперед, познакомиться с реальными кейсами преподавателей и узнать ответы на часто задаваемые вопросы.  

Что вызвало скепсис?

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Сам концепт онлайн-образования не всем понятен. Это нормально, что не все люди принимают формат, для многих он не совсем удобен. Родители на него не соглашаются: студенты могут быть готовы учиться таким образом, но родители в это не очень верят. По этой и другим причинам мы решили пересмотреть подход к направлению. Так, с 2023 года мы планируем менять формат на гибридный, чтобы часть студентов смогла ходить на лекции очно — для этого сейчас мы меняем инфраструктуру, по сути — «начинку» кабинетов и оборудование, потому что такое образование тянет за собой большое количество технологических решений. Нужны интерактивные доски, камеры и микрофоны, чтобы и те, кто в аудитории, и те, кто на связи по ту сторону экрана, слышали и видели всё одинаково качественно.

Однако оставить студентам возможность существовать в онлайне мы все равно хотим: во-первых, у нас учатся ребята из разных городов России, много — из Краснодара, Кемерово, Иркутска, и мы планируем расширять географию. Естественно, возникнут сложности с часовыми поясами, но мы это понимаем и решим все проблемы по мере поступления. Мы умеем классно учить, об этом говорят многие наши выпускники — сложностей мы не боимся.
В тени луны, игра группы разработчиков «NighTales»

Давайте немного поговорим о «начинке» бакалавриата для разработчиков игр. Что выпускники научатся делать собственными руками?

Здесь в разговор включилась Анастасия Раскина, исполняющая обязанности заведующей кафедрой информационных систем ИКИТ СФУ и руководитель группы разработчиков образовательной программы. Она пояснила, кем же все-таки станут айтишники в будущем.

Анастасия Раскина
исполняющая обязанности заведующей кафедрой информационных систем ИКИТ СФУ и руководитель группы разработчиков образовательной программы
Само направление подготовки называется «разработка компьютерных игр и приложений», и под словом приложения можно иметь в виду широкий спектр ПО. То есть студенты на выходе из ВУЗа точно смогут создать сайт, написать приложение, с нуля разработать игру на движке Unreal или Unity: они изучают два языка программирования — C# и С++. К тому же, студенты много изучают в области машинного обучения ИИ (применительно к игровой индустрии), и такая позиция, как аналитик данных, будет им доступна. Ребята изучают классические операционные системы, и профессия системного администратора у них уже в кармане.

Проще говоря, от нас уходят программистами, а надстройкой идет всё, что касается разработки игр. Еще раз, после выпуска человек сможет работать на таких позициях, как: разработчик компьютерных игр, гейм-дизайнер, нарративный дизайнер, программист, дизайнер интерфейсов (UX/UI дизайнер), разработчик WEB и мультимедийных приложений.

Многие также не понимают специфики геймдевелопмента: чтобы создать игру, нужно быть программистом, художником, талантливым человеком, понимать основы графики, математики, логики. Здесь нужны очень серьезные компетенции, зайти с улицы и стать такого уровня разработчиком — нереально. Конечно, можно на курсах стать младшим python-разработчиком, но дальше карьеры не сделаешь, если не развиваться. Не спорю, можно развиваться и самостоятельно, это тоже нормально, но у нас есть четкий план, нацеленный на результат.
Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
К тому же, разработка игр — это не только про игры, но и про VR, про геймификацию на местах. Наш выпускник как фулстек-разработчик может заниматься как клиентской, так и серверной частью проекта — бэком и фронтом. Набор инструментов мы даем масштабный. И у нас очень сильная математика, потому что в геймдеве нужно внимательно всё просчитывать. Конечно, высшую математику можно постичь и по Ютубу, но высшее образование открывает доступ к экспертности высокого уровня, и выстроенный учебный план против сурового быта самоучки — разные вещи. К тому же, в университет можно поступить и на бюджет.
Дело о странном рисунке, игра группы разработчиков «NighTales»

Как с ИИ будут работать студенты?

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Например, в играх есть персонажи, которые взаимодействуют с пользователем: они находятся в определенном созданном мире, и в зависимости от действий пользователя персонаж должен выполнять ответные действия. Не всегда эта логика понятна, а игровой искусственный интеллект позволяет отрегулировать поведение множества персонажей на сцене — ИИ-алгоритмы помогут запоминать предыдущие действия игрока, анализировать его характер игры, и в зависимости от этой памяти выстраивать с ним поведенческую траекторию. Это интересное направление.

А как студенты вольются в IT-тусовку, если они получают онлайн-образование?

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Мы прекрасно понимаем, что soft skills — это очень важно. Понятно, что IT — это тоже тусовка: у айтишников в команде в принципе очень четко распределены роли, и ни один проект не может быть сделан в одиночку. На каждом участнике процесса лежит определенный рубеж задач, и от него зависят другие люди. Мы переживали, что этот момент у студентов просядет, но убедились в обратном.

На предмете «Введение в профессиональную деятельность» мы предложили ребятам задание, и для его выполнения они сами разделились на группы, обе команды затем презентовали свои проекты. Они сами распределили роли — кто уже умеет программировать, тот «тащил» тяжелую часть работы — то есть всё, что происходит на сервере, вычисления и прочее. Другие делали фронт — то есть занимались частью продукта, которую видят пользователи. И ребята коммуницировали на разных платформах, начали общаться неформально. В любом случае с точки зрения профориентации приходится объединяться и вливаться в тусовку.

Так, сейчас мы работаем с IT-хабом в Сочи, откуда в рутину наших студентов придут различные активности и хакатоны, а также местные специалисты помогут нам в разработке курсов и повысят квалификацию наших преподавателей. СЕО красноярской IT-компании «Фабрика решений» Анатолий Фомин, у которого много проектов как по России, так и за рубежом, уже записал курс видеолекций для наших студентов по введению в разработку игр — бизнес тоже включается в образовательный процесс, потому что все заинтересованы в грамотных кадрах.
Анастасия Раскина
исполняющая обязанности заведующей кафедрой информационных систем ИКИТ СФУ и руководитель группы разработчиков образовательной программы
Мы много работаем с местными IT-компаниями для того, чтобы у нашего студента была интересная практика. Но у нас возникает другая проблема — многие студенты с этих практик не возвращаются, поскольку реальная работа их засасывает. Поэтому мы много трудимся над этим направлением, чтобы мысли о ненужности высшего образования не транслировалось. Во многих компаниях по пол-офиса наших студентов, но нам важно, чтобы они доучились.
«Маневр», игра Евгения Халтурина
Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Среди красноярских компаний, с которыми мы работаем, IT-парк «Питерский мостик», «Фабрика Решений» и «Очень Интересно». Уже начинаем сотрудничать с компаниями Sibdev, «Аспирити», Kozhindev: красноярский пул у нас покрыт, но мы расширяем географию. К тому же, у нас есть индустриальные партнеры — РУСАЛ, «Радиосвязь», и у нас есть классные совместные проекты с событиями и стипендиями. IT-образование невозможно сделать в одиночку, нужны крутые партнеры.

А привлекать инвестиции в собственные проекты вы студентов научите?

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Конечно, научим. На третьем курсе у них начнется предмет «Интернет-предпринимательство», где студенты научатся анализировать рынок, создавать собственные бизнес-модели, займутся кастом девелопментом. Предмет этот завершится питчингом перед реальными инвесторами.

Какие планы, кроме выхода на гибридный формат есть у экспериментального направления?

Екатерина Чжан
заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике, специалист в области интернет-предпринимательства
Сейчас мы заняты выходом на более широкую географию студентов, нам интересно собрать под своим крылом абитуриентов от Калининграда до Владивостока. Поэтому продвигаемся в соцсетях, устраиваем стримы, создали онлайн-конкурс, где абитуриентам дается + 4 балла при поступлении. Там нужно разработать игру, загрузить ее на нашу платформу, и мы выберем тех, кто пройдет на очную онлайн-защиту своего кейса перед жюри. И сегодня среди заявок — всего треть из Красноярска: свои работы присылают из Краснодара, Воронежа, Московской области, из Дальнего Востока. Нам важно, чтобы появились интересные проекты: мы ищем ребят, которые заинтересованы в этом и хотят найти профессию по душе.

АВТОР: Анастасия Гнедчик

Больше интересных кейсов на сайте «Сибирь работает».