Как работает маркетплейс услуг

2024-11-25 12:42:01 Время чтения 8 мин 395

Маркетплейс — эффективная бизнес-модель для торговли товарами и услугами. Эта модель торговли предполагает рыночные отношения на одной интернет-площадке, где одинаковые услуги могут предлагать разные поставщики. Исполнитель может выбирать исполнителя на свое усмотрение. 

В сети представлены маркетплейсы с широким спектром услуг и агрегаторы услуг узкой специализации. 

Data Insight прогнозирует увеличение доли маркетплейсов на рынке до 54 % уже к 2024 году. Вместе с тем, в России эта сфера онлайн площадок услуг только набирает обороты и пока представлена гигантами такими как profi.ru, YouDo, Avito и другими. Если верить прогнозам аналитиков, то за узкопрофильными маркетплейсами будущее.

В этой статье мы рассмотрим, как работает маркетплейс услуг и что общего у него с агрегатором. 

Как работает агрегатор и в чем его принципиальные отличия от маркетплейса

Агрегатор  работает по принципу сбора ссылок по определенному алгоритму со всех доступных сайтов и площадок, предоставляющих услуги. На сайте агрегатора отсутствует подробная информация  об услуге и исполнителе, но на этом сайте можно узнать диапазон цен на услугу и выбрать оптимальную цену. Например, Банки.Ру помогает найти банк или МКО с самыми выгодными условиями кредитования. Но оформить кредит на сайте агрегатора вы не сможете — придется перейти на сайт банка и оформить заявку уже там. Заработок агрегатору приносит трафик, который он ведет на сайты поставщиков услуг, и реклама.

Маркетплейс — это торговая площадка, где разные поставщики услуг предлагают свои услуги, а заказчики могут найти нужного исполнителя для решения своей проблемы.

Непосредственно на площадке, где различные компании или физические лица предлагают услуги, их можно заказать и оплатить. Маркетплейсы зарабатывают на процентах от суммы сделок. 

Как работает маркетплейс услуг?

Маркетплейс — это торговая площадка, которая объединяет поставщиков и покупателей услуг в одной или нескольких отраслях. Идея маркетплейса услуг в том, чтобы помочь заказчику и поставщику услуг быстро и легко найти друг друга.

Заказчик ищет исполнителя услуг с релевантным опытом и доступной ценой. У него есть два варианта: 

  1. Разместить заявку с заданием и выбрать среди тех исполнителей, кто сделает ставку и предложит свои услуги.
  2. Из каталога выбрать с помощью фильтров исполнителя с релевантным опытом и предложить ему персональное задание. 

Поставщик через личный кабинет получает заказ и обрабатывает его, взаимодействуя с заказчиком, если это онлайн-задача, либо вне площадки. Оплата, отзывы, управление репутацией осуществляется непосредственно на площадке через личные кабинеты. 

Маркетплейс услуг может работать по одной из моделей: торговой площадки или аукциона.

Как работает торговая площадка услуг

Маркетплейс с моделью торговой площадки  предполагает, что исполнители выкладывают свои услуги с фиксированной оплатой, как товар. Когда у клиента возникает потребность решить какую-то проблему, он находит подходящую услугу с фиксированной стоимостью и покупает ее. 

Например, у Марь Ванны перегорела лампочка. Ей нужен электрик. Она заходит на маркетплейс услуг, находит услугу заменить лампочку. Фиксированная стоимость услуги 500 р. Пришел электрик в указанное время и заменил лампочку за указанную сумму. Или другая ситуация: человек создал сайт и ему на старте срочно нужны тексты по заданной тематике для первичного наполнения блога. Он пришел на биржу копирайтинга в магазин готовых работ, где нашел статьи по нужной теме с фиксированной оплатой. Он оплачивает выбранные работы и быстро наполняет блог сайта, чтобы он не был пустым. 

Как работает аукцион услуг

Примером маркетплейса услуг, построенного на модели аукцион может быть биржа копирайтинга Адвего или Фриланс.ру.

В основе их работы лежит модель аукциона услуг. У клиента и исполнителя свои личные кабинеты. Через них они взаимодействуют друг с другом. Заказчик формирует задачу, которая попадает в общий каталог, который видят исполнители.  Они откликаются на задачу и предлагают свою стоимость услуг. Заказчик выбирает среди претендентов подходящего исполнителя и передает задачу ему.

Схематично  модель работы маркетплейса услуг по модели аукциона можно представить по такой схеме:

  1. Клиент входит в личный кабинет
  2. Клиент формирует задание
  3. Исполнитель видит задание в каталоге
  4. Исполнители 1-n оставляют заявки
  5. Клиент сравнивает ставки и выбирает исполнителя
  6. На счету клиента замораживается сумма стоимости задачи
  7. Исполнитель сообщает о выполнении задачи
  8. Клиент принимает работу
  9. Исполнителю поступает зачисляется замороженная сумма на счет
  10. Клиент оставляет отзыв о работе Исполнителя

Как начать работу с маркетплейсами с готовым решением Falcon Auction?

В базовой версии готового решения Falcon Auction предусмотрены необходимые для запуска модули с гибкой настройкой, обеспечивающие работу маркетплейса услуг по принципу аукциона.

  1. Личные кабинеты Заказчика и Исполнителя с минимальным набором необходимых инструментов и функций. Для каждой из ролей нет ограничений по количеству пользователей. 
  2. Личные кабинеты Администратора сайта, Модератора сайта и Разработчика.
  3. Аукцион проектов - это каталог заданий для исполнителей, на которые претенденты делают свои ставки. 
  4. Магазин готовых работ для легкого старта исполнителей.
  5. Каталог исполнителей для демонстрации рейтинга исполнителей, позволяет самостоятельно предлагать задачи понравившимся исполнителям. 
  6. Арбитраж - функция администратора сайта для разрешения споров заказчика и исполнителя.
  7. Модерация - функция для проверки контента пользователей площадки услуг на соответствие правилам и нормам, помогает пользователям корректно выстраивать запросы и отклики. 
  8. Оплата услуг электронной площадки и работы исполнителей за счет подключения платежной системы. Ее можно подключать и отключать по мере необходимости. 

В зависимости от особенностей площадки, типа отношений и особенностей предоставляемых услуг настраивается бизнес-логика, которую при необходимости, можно быстро скорректировать. Количество кабинетов, ролей также можно менять в процессе кастомизации.

Как начать работу на маркетплейсе услуг?

Начать работу на маркетплейсе услуг, созданном на базе  Falcon Auction, можно, зарегистрировавшись в качестве заказчика или исполнителя.

  1. Зарегистрироваться в ЛК.
  2. Заполнить данные профиля.
  3. Изучить функционал и интерфейс личного кабинета, каталога, опубликованных заданий.
  4. Исполнителю изучить каталог доступных заданий, сделать ставки, по возможности выставить свои готовые работы в магазине готовых работ.
  5. Заказчику сформировать задание, ознакомиться с ассортиментом предложений магазина готовых работ, выбрать исполнителя.
  6. Пополнить счет и перейти в активную фазу сотрудничества.

Узнайте обо всех доступных возможностях готового решения Falcon Auction, и ознакомьтесь с демо-версией

Источник: https://falconspace.ru/blog/kak-rabotaet-marketpleys