Будущее маркетплейсов. Есть ли места для новых игроков?

2022-11-22 21:30:44 Время чтения 3 мин 156

Мы проанализировали результаты зарубежных исследований о поведении пользователей маркетплейсов. Спешим поделиться.

Они показали, что маркетплейсы — одно из самых динамично растущих направлений онлайн-торговли.

Мы решили добавить к этому анализу данные российского рынка и посмотреть, совпадают ли тренды.

Тенденции развития маркетплейсов в России:

  1. Активный рост

По итогам I квартала 2022 г. Wildberries вырос на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Ozon — на 90%.

Рост ниши сохранится, но замедлится. Из-за освобождения ряда ниш появляются места для новых крупных площадок. Компании будут менять стратегии, экспериментировать с форматами и стратегиями.

Так, например, Яндекс. Маркет решил увеличить прибыль, добавив в свой ассортимент товары, бывшие в употреблении, сеть Sunlight начала продавать косметику, а в «Золотом яблоке» можно найти детские товары и бытовую технику.

  1. Более узкие ниши

Уже сейчас 75% онлайн-площадок специализируются на продаже нишевых товаров и услуг. Появляются маркетплейсы, где можно купить произведения искусства, детскую одежду и мебель, зоотовары, DIY-наборы и другие категории продуктов.

По данным CS-Cart, самые популярные ниши, которые выбирали владельцы маркетплейсов в 2021 году и начале 2022 года:

  1. товары для дома и сада (9,9%),
  2. одежда (7,6%), еда (6,1%),
  3. электроника (4,6%).

Из-за ухода ряда крупных компаний появилась потребность в импортозамещении, и здесь ожидается активность регионального производства. Они могут сформировать новую самостоятельную нишу.

Также вакантные места есть в сфере продажи товаров параллельного импорта. «Яндекс. Маркет» и Ozon уже осваивают это направление торговли, и не исключено, что к ним присоединятся новые бренды.

Рост внутреннего туризма и уход с рынка известных агрегаторов станет драйвером развития этой ниши.

Образовательные услуги активно стремятся завоевать онлайн, и в ближайшем будущем ожидается появление новой площадки, которая объединит под собой ряд популярных продуктов.

  1. Отказ от персонализации клиентского опыта

Последние годы бизнес стремился охватывать клиентов максимально точно и адресно, однако последнее исследование Shopify показало, что к 2025 году порядка 80% компаний откажутся от персонализации. Этот же тренд мы видим на российском рынке. Закрытие соц. сетей, сокращение бюджетов на таргетинг планомерно подводит предпринимателей к смене стратегий.

Альтернативой исследователи считают создание комьюнити, где пользователи смогут общаться и обмениваться опытом взаимодействия с брендом.

Так OZON уже запустил «Моменты» — социальную сеть в приложении маркетплейса. В ней пользователи могут делиться фото и видео, а продавцам также доступно ведение прямых эфиров.