Маркетплейсы — яркий тренд последних лет. Пандемия показала людям насколько удобно пользоваться онлайн-шопингом и такой формат вошел в привычку. Теперь заказать домой одежду, продукты и даже косметику и обувь — совершенно обыденное дело.
Онлайн-маркетплейсы — площадки, которые обеспечивают клиентам максимальный уровень удобства. Потребителям проще заказывать, оплачивать и получать разные товары в одном месте. Тем более, что зачастую пункты выдачи находятся максимально близко к месту проживания клиента. Люди экономят время, потому что уже знакомы с интерфейсом и условиями конкретной площадки.
Маркетплейсы проигрывали интернет-магазинам только в нишевости, но и это преимущество отходит в сторону. Появляется все больше нишевых площадок, которые продают товары одной категории, например маркетплейсы строительных товаров, сельскохозяйственной продукции и даже яхт.
На пути создания собственного маркетплейса бизнесу необходимо одновременно учитывать множество переменных:
Далеко не всем удается выстроить работу эффективно и не «прогореть» в первый год работы.
Самые частые причины закрытия маркетплейсов в первый год работы:
Marketing Signals из Великобритании поделились — 90% онлайн-магазинов закрываются в первые 120 дней своей работы.
В CS-Cart провели исследование на русском рынке и выяснили, что выживаемость маркетплейсов, созданных на базе готовой платформы составила 62%.
Также аналитика показала, что чаще всего готовую платформу для создания маркетплейса использовали в следующих нишах:
Явные лидеры - универсальные маркетплейсы, их доля составила 25,2%
За ними следуют:
Маркетплейс — это игра вдолгую. Перед запуском необходимо уделить время подготовке бизнес-составляющей проекта.
Первое, что нужно понять - какой подход вы будете использовать для создания маркетплейса. Это поможет оценить свои силы, определить, какая команда и бюджет будут необходимы для старта, а также спланировать распределение задач по подрядчикам.
Самые популярные подходы:
При создании IT-проекта быстро проверить бизнес-гипотезы и сэкономить на команде поможет No-code подход. Концепция MVP (Минимально жизнеспособный продукт) помогает понять, принесет ли ваша идея деньги и кто готов в нее инвестировать. Чтобы это проверить, необходимо создать “пробную версию”. Это продукт с минимальным набором функций, с помощью которого можно реализовать и запустить бизнес-идею на рынок и посмотреть, жизнеспособна она или нет.Принципиальные факторы здесь — скорость и стоимость получения ответа. С помощью No-code решений можно создать продукт-конструктор, где можно составлять и распределять в нужном порядке готовые блоки из заранее предложенных.
Для проверки гипотезы отлично подойдут и Low-code решения, они дают возможность быстро запуститься без программирования. А вот доработка и тонкие настройки уже потребуют кодинга.
Лучшая выживаемость маркетплейсов c no-code подходом обусловлена значительной экономией денег и времени: нет потребности собирать команду программистов и тратить время на разработку. Среднее время, необходимое для запуска проекта с нуля - минимум 1 год. В случае с no-code подходом стартовать можно за месяц.
При выборе платформы для создания маркетплейса важно учесть поддержку российских сервисов, логистики и способов оплаты, а также соответствие будущего маркетплейса российскому законодательству: 152-ФЗ и 54-ФЗ.
После того, как вы определили бюджеты и выбрали желаемую стратегию запуска, пришло время проработать бизнес-составляющую”.
1. Оформление бизнес модели.
— Переезд с другой платформы, CMS
3. Ниша и все товарные категории, которые вы планируете охватить.
4. Определение географии присутствия бизнеса и моделей ценообразования для разных регионов.
6. Обработка заказов: ресурсы и минимальный состав команды.
7. Подготовка системы логистики: от фулфилмент-центров, сортировочных хабов и до самой доставки.
8. Понимание количества мерчантов (вендоров) на маркетплейсе на старте проекта, а также продуманная система их привлечения. Привлекать вендоров необходимо еще до запуска, это значительно ускорит старт проекта.
9. Финансовая модель работы с мерчантами — системы взаиморасчетов и сборов:
10. Маркетинговая стратегия и каналы привлечения трафика.
Даже для MVP маркетплейса предпринимателю нужно понимать, как он соберет необходимый трафик и чем заинтересует свою аудиторию.
После запуска необходимо внимательно следить за ходом развития платформы и вести статистику. Вам пригодятся следующие метрики:
Однако еще перед запуском следует помнить, что тщательное планирование и при этом быстрая скорость принятия решений - фундаментальные правила современного бизнеса.