Как собственный подкаст помогает расти нашему стартапу. Опыт WEEEK

2023-03-16 21:35:51 Время чтения 13 мин 569

В начале 2023-го подкаст WEEEK под названием «Потом доделаю» занял первое место в Яндекс.Музыке и Apple Podcast. Это была отличная новость для нас, потому что два предыдущих года мы активно развивали подкаст: к нам приходили выступать топ-менеджеры из крупнейших компаний России, мы запустили новый формат блиц-опросов и нашли самого крутого ведущего в стране. Вот что это нам принесло:

  1. 1 060 000 прослушиваний подкаста на всех платформах,
  2. 69 000 прослушиваний выпусков ежемесячно,
  3. 50 спикеров из 50 российских компаний, среди них – Forbes, OZON, Setters, Авито, Сбер, Яндекс.Практикум, Setters и многие другие,
  4. более  20 000 переходов на сайт WEEEK с подкастов,
  5. более 100 крупных клиентов, которые узнали о WEEEK после прослушивания «Потом доделаю».

Рассказываю, легко ли было запустить один из самых прослушиваемых подкастов в стране, как он помогает нам популяризовать WEEEK и с какими сложностями сталкиваемся, когда готовим выпуски.

Почему «Потом доделаю» и как мы придумали это название

Любой подкаст начинается с идеи, концепции и, конечно же, названия. Мы хотели придумать для своего подкаста такое название, которое отражало бы главный посыл нашего продукта – сервиса для планирования задач и управления проектами WEEEK. Платформа WEEEK помогает пользователям эффективно работать и не откладывать на потом важные дела, бороться с прокрастинацией. А какая одна из любимых фраз прокрастинатора? Правильно, «Потом доделаю». Мы решили, что будет забавно использовать эту фразу в названии подкаста и она станет триггером к использованию WEEEK.


Подкасты в 95% случаев слушают на смартфонах, в них маленькие экраны, поэтому, когда выбираете аватарку для своего подкаста, учитывайте, что:

  1. Изображение и текст на картинке должны быть читабельными и хорошо просматриваться.
  2. Подкаст должен выделяться среди других подкастов вашей тематики, поэтому аватарка должна быть яркой и индивидуальной.

Вот так выглядит аватарка «Потом доделаю» среди других подкастов схожей тематики в Apple и Яндекс. Мы решили, что парень, который бросает ноутбук в баскетбольную сетку, очень хорошо отражает суть главной проблемы прокрастинатора:

Раньше обложка подкаста выглядела вот так: это был котик, который заснул во время просмотра смартфона:


Как большие бренды становятся у нас спикерами

За время существования подкаста в нем побывали спикеры из Авито, Forbes, Сбер, Яндекс.Практикум и других больших компаний. Нам интересно общаться с топ-менеджерами из крупных бизнесов, потому что обычно у спикеров оттуда есть много интересных историй и уникального опыта. А еще для нас большие компании – это возможность рассказать о WEEEK их аудитории, ведь каждый выпуск начинается с нативной вставки о нашем продукте. Когда запись выходит, спикеры делятся ею в своих соцсетях и мы получаем хорошие охваты. 

Раньше, когда мы только запускали «Потом доделаю», то стучались к спикерам сами и предлагали поучаствовать. Теперь они находят нас самостоятельно и предлагают темы для выступлений. Гости узнают о подкасте «Потом доделаю» от коллег в соцсетях, а еще – из топ-чартов Яндекс и Apple, где мы на первых местах в рубриках про бизнес и управление. 

Но выступить в подкасте непросто, у нас запись на три месяца вперед. И если вы пришли к нам в марте, то, скорее всего, раньше июня записать совместный выпуск не получится – нужно будет дождаться своей очереди.

Чем отличаются платные подкасты «Потом доделаю» от бесплатных

Спикер может поучаствовать в нашем подкасте бесплатно и платно. 

Бесплатное участие доступно крупным брендам с большой аудиторией в разных каналах. Мы просим таких спикеров сделать анонс о подкасте с упоминанием сервиса WEEEK в их соцсетях и рассылке или договариваемся о другом взаимовыгодном сотрудничестве. Это увеличивает нам охваты и узнаваемость продукта.

Платное участие в подкасте мы запустили полгода назад, когда «Потом доделаю» набрал большую аудиторию и вырвался в ТОП чартов. Такой формат мы предлагаем брендам, которые хотят засветиться в одном из популярных подкастов страны. Это могут быть и крупные, известные компании, и бренды поменьше.

Блиц и интервью: два формата подкастов «Потом доделаю»

У нас есть два формата подкастов: короткий блиц и полноценное интервью. 

Если спикер хочет поучаствовать в блице, то мы присылаем ему стандартный список вопросов, а он готовит ответы. Чтобы слушателям было интереснее и выпуски не были одинаковыми, мы просим спикеров прислать 2-3 тезиса, которые они могли бы раскрыть подробнее.

Интервью готовим дольше: выбираем тему, спикер присылает тезисы своего выступления, а мы по ним готовим вопросы. Важно, чтобы во время подкаста спикер не уходил в какую-то одну тему слишком глубоко, например, в подробности про свою компанию или как начинается его день.

Какой график выхода подкастов

У нас есть календарь подкаста и мы заполняем его на несколько месяцев вперед. В среднем у нас выходит 4 выпуска с гостями в месяц, блицы и интервью выходят в определенные дни недели и чередуются друг с другом. График выхода готовых выпусков нельзя сдвинуть на более ранний срок или на более поздний, а вот дни записи подкаста всегда согласовываем с представителями компаний и планируем под конкретных спикеров в удобное для них время. Например, в феврале мы запланировали запись с одним спикером на апрель, потому что у него много командировок и сложно было найти даже маленькое окошко для того, чтобы записать выпуск раньше. 

! Когда формируем график, то обязательно закладываем время на монтаж подкаста, чтобы монтажер успел всё сделать вовремя и запись вышла в назначенный день.

Сколько длится запись и что получается на выходе после монтажа

Мы заранее отправляем спикеру памятку, в которой есть информация по длительности предыдущих подкастов. Мы не придерживаемся строгого тайминга, у нас нет такого, что выпуск должен идти ровно час или полтора, а остальное вырезаем. Но каждый выпуск записываем в среднем 1,5-2 часа, после монтажа на выходе получается где-то 1-1,5 часа беседы в формате интервью и около 40 мин в формате блица. 

Вырезаем из подкаста чаще всего запинки или неважные вставки, без которых выпуск не потеряет своей актуальности. Важную информацию мы всегда оставляем, даже если понимаем, что подкаст получился длиннее, чем мы планировали.

После постпродакшена мы выкладываем выпуск на все платформы  – Яндекс. Подкаст, Apple Podcast, Google Подкасты, ВКонтакте и СastBox, делаем анонс в соцсетях WEEEK и просим спикера тоже сделать посты в личных и корпоративных соцсетях. Параллельно с этим мы делаем транскрибацию выпусков и выкладываем их в наш блог в текстовом формате, чтобы каждый мог изучить выпуск в удобном для него формате. Вот пример транскрибации одного из наших подкастов с Яндекс.Практикумом.

Требования к спикерам подкаста: качественное фото для анонса, хороший звук без помех и подготовка к беседе

  1. Фото должно быть хорошего качества, желательно, чтобы это был портрет до пояса без обрезанных частей тела. Идеально, если спикер присылает нам несколько таких фотографий – мы передаем их нашему дизайнеру и она выбирает, что подойдет лучше для обложки. 
  1. Что касается звука, то мы всегда просим спикера во время записи переместиться в тихое место без посторонних шумов и находиться как можно ближе к микрофону. Однажды у нас была гостья, у которой во время записи подкаста шумел пылесос и нам из-за этого пришлось половину выпуска вырезать. 
  1. Каждому спикеру перед записью подкаста мы присылаем шпаргалку с инструкцией по настройке камеры и микрофона и очень радуемся, когда они ее используют и прислушиваются к нашим советам. Увы, так бывает не всегда.
  1. Также мы любим, когда спикер готовится к беседе и знает, что будет говорить во время записи. 

Что делаем, если случился форс-мажор: спикер не может прийти на запись, отключилось оборудование или проблемы с интернетом

Мы без проблем можем перенести запись на другой день, если у спикера случился форс-мажор, ведь в жизни всякое бывает. Были случаи, когда докладчик не успевал на эфир и записывался прямо из машины. В итоге, выпуск все равно получился отличный и никаких проблем со звуком не было.

Если человек ответственный, он всегда заранее предупредит о проблеме и мы пойдем ему навстречу. Хуже для нас, когда спикер приходит не подготовленным на запись и не знает, о чем ему рассказывать.

3 сложности, с которыми мы сталкиваемся чаще всего до записи подкаста

  1. Иногда к нам в подкаст приходят люди, которые вообще не слушали «Потом доделаю», не знают, о чем он, но при этом очень хотят поучаствовать. Хотя спикер вообще может не подходить: компании просто важно быть причастными к подкасту, который занимает первое место в чартах.
  2. Вторая проблема, которую мы тоже часто встречаем – когда спикера отправляют на интервью, мы изучаем информацию о нем и понимаем, что он подходит только для короткого блиц-формата. Так бывает, если компания пока не очень известная или маленькая. Пиарщики начинают менять вопросы и приходится объяснять, что так делать не нужно.
  3. Некоторые компании обижаются, что их конкуренты выступили раньше в подкасте, хотя мы никого не выделяем – раньше выступает тот, кто договорился с нами об участии заранее.

Что дали WEEEK подкасты «Потом доделаю»

В 2021-м году мы провели опрос среди пользователей WEEEK и узнали, что 40% опрошенных людей узнали о продукте из нашего подкаста. Сейчас «Потом доделаю» остается для нас одной из самых эффективных медийных площадок. Также благодаря подкасту мы можем выходить на партнерства с крупными компаниями и делать с ними коллаборации для СМИ и соцсетей. 

Помимо охватов мы также стремимся к тому, чтобы участники наших подкастов пробовали WEEEK и рекомендовали его коллегам. Когда продукт нравится и его рекомендуют, мы наблюдаем всплеск регистраций.