Как Джобс презентовал первый iPhone, или почему во главе должен стоять маркетолог

2023-01-10 17:42:07 Время чтения 3 мин 1104

Сейчас смотришь презентацию Стива Джобса, и зависть берёт — как у него всё под контролем. Задним числом кажется: «Ну да, давно пора было соединить плеер, компьютер и телефон в один девайс». Но когда глава Apple задумался об этом в 2005-м, инженеры начали увольняться из компании — чтобы не портить портфолио, когда всё провалится.

Перед командой стояла задача: «Я хочу телефон, с которого смогу читать почту, сидя на унитазе». По словам одного топ-менеджера, бюджет первого смартфона составил $150 млн. Джобс назначил презентацию за полгода до официального релиза, при этом за день до выступления инженеры рвали волосы:  

iPhone всё ещё случайно сбрасывал звонки, терял связь и глючил. 

переход от приложения к приложению мог выключить девайс. 

ОС часто выдавала ошибки.

Техническая команда умоляла босса перенести выступление: в случае провала компанию ждал бы массовый исход инженеров. Но маркетолог Джобс боялся рисков: не сработает сарафанное радио, конкуренты сопрут технологию и т. д. Нужно, чтобы покупатели мечтали об iPhone оставшиеся полгода до выхода на полки. Поэтому Джобс там, где мог, гнал команду, а где не мог — заставлял схитрить:

на сцене зарядили несколько телефонов: в случае поломки одного Джобс мог взять другой. 

дисплей перекодили, чтобы он всегда показывал пять делений связи. 

разработчики изобрели «золотой путь» — конкретный порядок приложений, по которому Джобс должен был пойти, чтобы телефон оставался в сознании.

Результат вы знаете — Apple произвела революцию в технологиях и коммуникациях и до сих пор остаётся недостижимым титаном. Найдите запись на YouTube — кажется ли вам, что человек на сцене ждёт провала в любую минуту?

Для меня в этом и есть искусство маркетолога — умение предсказать восторг покупателя от твоего УТП и правильно познакомить его с продуктом. В том числе через театральное шоу. А потом уже другие департаменты крякнут, плюнут и всё доделают.

Больше подобных историй я публикую в своём канале Полезный Парфун, подпишись, чтобы не пропустить.