Сейчас смотришь презентацию Стива Джобса, и зависть берёт — как у него всё под контролем. Задним числом кажется: «Ну да, давно пора было соединить плеер, компьютер и телефон в один девайс». Но когда глава Apple задумался об этом в 2005-м, инженеры начали увольняться из компании — чтобы не портить портфолио, когда всё провалится.
Перед командой стояла задача: «Я хочу телефон, с которого смогу читать почту, сидя на унитазе». По словам одного топ-менеджера, бюджет первого смартфона составил $150 млн. Джобс назначил презентацию за полгода до официального релиза, при этом за день до выступления инженеры рвали волосы:
• iPhone всё ещё случайно сбрасывал звонки, терял связь и глючил.
• переход от приложения к приложению мог выключить девайс.
• ОС часто выдавала ошибки.
Техническая команда умоляла босса перенести выступление: в случае провала компанию ждал бы массовый исход инженеров. Но маркетолог Джобс боялся рисков: не сработает сарафанное радио, конкуренты сопрут технологию и т. д. Нужно, чтобы покупатели мечтали об iPhone оставшиеся полгода до выхода на полки. Поэтому Джобс там, где мог, гнал команду, а где не мог — заставлял схитрить:
• на сцене зарядили несколько телефонов: в случае поломки одного Джобс мог взять другой.
• дисплей перекодили, чтобы он всегда показывал пять делений связи.
• разработчики изобрели «золотой путь» — конкретный порядок приложений, по которому Джобс должен был пойти, чтобы телефон оставался в сознании.
Результат вы знаете — Apple произвела революцию в технологиях и коммуникациях и до сих пор остаётся недостижимым титаном. Найдите запись на YouTube — кажется ли вам, что человек на сцене ждёт провала в любую минуту?
Для меня в этом и есть искусство маркетолога — умение предсказать восторг покупателя от твоего УТП и правильно познакомить его с продуктом. В том числе через театральное шоу. А потом уже другие департаменты крякнут, плюнут и всё доделают.
Больше подобных историй я публикую в своём канале Полезный Парфун, подпишись, чтобы не пропустить.