«От слепка до пикселя. Искусство через призму данных» — выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина 2025 года, на которой впервые показали коллекцию детально оцифрованных копий предметов высокой культурной ценности. Сбер выступил партнёром события и вместе с экспертами Sber Immersive и Центра технологий СберМаркетинга разработал решение для подготовки и реализации проекта по сохранению и популяризации материального исторического наследия. Участники кейса рассказали об этапах, технологиях и результатах совместной работы.
В 2024 году Сбер и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина заключили соглашение о сотрудничестве. Летом того же года эксперты Sber Immersive и СберМаркетинга вместе с сотрудниками ГМИИ приступили к оцифровке музейной коллекции, чтобы создать трёхмерные визуализации экспонатов и вместе с тем продемонстрировать потенциал технологий для сохранения и популяризации культурного наследия. В результате проекта была организована выставка «От слепка до пикселя. Искусство через призму данных» и панельная дискуссия о роли технологий в культуре.
Совместно с хранителями фондов Пушкинского музея были отобраны более 20 экспонатов разного размера, состояния сохранности, материалов и сложности сканирования. Эксперты музея определили, какую информацию можно получить с помощью оцифровки, а также с научной точностью контролировали соответствие цифровых копий оригинальным произведениям.
Перед командой стояла задача создать трёхмерные модели как небольших предметов — например, личной печати представителя рода Медичи, древних керамических сосудов и ваз из делфтского фаянса с подглазурной росписью, а также фрагментов (голландский шкаф предстояло оцифровать в единую копию из более 80 отдельных частей) — так и крупных объектов: гипсовых слепков «Колодца пророков» и «Стелы Меттерниха».
В проекте использовались передовые технологии, которые прежде не были доступны в России, — в частности, gaussian splatting для работы с высокодетализированными поверхностями, прозрачными и бликующими материалами с сохранением визуальной точности. Благодаря инновационному подходу трёхмерная визуализация каждого объекта достоверно передаёт цвет, фактуру, форму даже сильно повреждённых артефактов и предметов, сохранившихся в виде отдельных фрагментов, а также позволяет разглядеть детали, недоступные при обычном экспонировании.
Проект включал не только оцифровку, но и экспериментальные подходы к реставрации. Например, по двум фрагментам кувшина, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и лучше сохранившемуся аналогичному кувшину из музея истории Армении был воссоздан постурартский кувшин в двух экземплярах с включением оригинальных фрагментов экспоната и распечатанная на 3D-принтере точная модель для тактильного изучения посетителями.
Рамиль Вергазов, ведущий искусствовед отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина: «Вместе с командой специалистов Sber Immersive мы провели сканирование двух сохранившихся фрагментов и, опираясь на уже известные аналоги из той же урартской крепости Эребуни и возможности искусственного интеллекта, смогли восстановить первоначальный вид сосуда. Мы подумали, что посетителям будет интересно не только увидеть кувшин в первозданном состоянии, но и прикоснуться к этому уникальному экспонату. Поэтому создали тактильную копию».
Идея выставки родилась уже в процессе работы. Экспозиция объединила 15 объектов из 22 оцифрованных. Посетителям демонстрировали 3D-модели, которые можно было самостоятельно изучить со всех ракурсов на интерактивной тач-панели. Это уникальный доступ к деталям, которые сложно разглядеть в обычных условиях.
Работа по подготовке и оцифровке экспонатов шла на протяжении трёх месяцев, в результате:
Алексей Храмцов, исполнительный директор Sber Immersive: «Наш совместный проект с Пушкинским музеем — это прорыв, который задаёт новый стандарт для музейного дела. Впервые в России были применены эксклюзивные технологии, такие как Gaussian Splatting, чтобы работать со сложными материалами и передавать мельчайшие детали даже сильно повреждённых артефактов. Sber Immersive располагает широким спектром технологий и инновационных инструментов, которые помогают культурным институциям решать основополагающие задачи по сохранению и передаче наследия будущим поколениям».
Константин Поляничев, директор Центра технологий СберМаркетинга: «Проект показал, как современные технологии могут служить задачам сохранения и исследования культурного наследия. Благодаря точной оцифровке и интерактивной подаче мы воссоздали внешний облик артефактов и открыли новые формы взаимодействия с культурой — доступные, масштабируемые и вовлекающие. И это только начало».