Как сделать бота для Viber. Пошаговая инструкция для разработчиков и заказчиков

2022-09-12 12:54:10 Время чтения 13 мин 77 2

Привет! Меня зовут Боровков Евгений и я предприниматель. В этой статье мы полностью разберемся в вопросе работы с Viber для бизнеса. Чат-боты, верификация бренда, рассылки и лайфхаки. Весь опыт нашей работы с мессенджером

Какая классная реклама Viber

Предисловие

Несмотря на то, что вокруг только и разговоры, что о Telegram ботах, о web-ботах и холодных рассылках, я хочу затронуть тему разработки бота именно под Viber. К нам периодически приходят запросы на разработку таких ботов, поэтому я решил сэкономить всем время и набросать простую инструкцию для всех, кто хочет себе такого бота. Поехали!

Почему Viber

Вопреки расхожему мнению, Viber все еще не умер. Даже на территории РФ. Да, Telegram набирает обороты и очень активно вытесняет другие мессенджеры. Но окончательно одержать победу и забрать себе ВСЮ аудиторию у него пока не получается.

Viber по-прежнему используют люди старше 40. По крайней мере так было в 2021 году. Статистики за 2022 я не нашел. Я считаю, что Viber используют люди, которые:

  1. Часто звонят в другие страны или живут на несколько стран. Например, граждане Израиля, где Viber очень популярен. Приезжая в РФ, они продолжают сидеть в мессенджере. Хотя-бы для того, чтобы общаться с родными дома.
  2. Для которых Telegram слишком сложно, а в WhatsApp нет никого из друзей. Да, Дуров ориентируется в основном на молодежь. А Цукерберг на метавселенные. Но не будем о грустном.
  3. Сидят там по инерции.

Кстати поиграться и сделать прикольных ботов для Viber, по аналогии с Telegram, скорее всего не выйдет. Лично я таких не встречал. Если вы таких находили, то поделитесь ссылками в комментариях!

Каковы бы ни были причины сидеть в Viber — аудитория у мессенджера огромная. Зачем нам эта информация? Чтобы было легче ответить себе на вопрос “а зачем мне бот для VIber?”.

Ну и Viber не уходил Российского рынка. И его не запрещали. Rakuten (компания владелец Viber) даже выполнила требование о приземлении в РФ. Ссылка на новость.

Первый шаг в создании бота для Viber

Прежде чем садиться писать код, нам понадобится вот эта ссылка: https://partners.viber.com/login . Без авторизации в этом самом месте у нас не запустится даже тестовый бот на тестовом контуре.

По этой ссылке нам нужно не просто авторизоваться, а еще и заполнить поля: Имя аккаунта (на самом деле имя бота), URI (юзернейм бота), картинку. Механизм напоминает BotFather в Telegram. Но только чуть сложнее, потому что надо переходить в эту веб-админку. Но зато там есть русский язык.

Из внезапного, надо выбрать категорию, язык бота и локацию. Также можно указать адрес сайта и емейл. Они тоже будут отображаться в профиле бота.

Что важно понять на этом этапе:

  1. Смски с подтверждением приходят через раз. Я не знаю с чем это связано, но эта ситуация не меняется уже несколько лет. 
  2. Наш бот, в терминологии Viber, носит название “паблик аккаунт”. С этим предлагаю просто смириться.

Кстати, кроме окна авторизации в админке, есть еще вот такая страничка. Вроде как она призвана продать вам идею создания бота именно в Viber.

Ремарка: раньше у Viber была процедура подтверждения компании. Там надо было загружать документы и долго ждать ответа. Часто он не приходил и повлиять на это было нельзя. Теперь же, я так понял, они переложили процесс подтверждения на плечи партнеров.

На этой странице список всех партнеров, которые занимаются подтверждением компаний. Зачем это нужно? Затем, что если вы крупный бренд, то наверняка захотите, чтобы ваш бот назывался и выглядел не абы как, а был официальным ботом бренда.

Я думаю, что они пошли на шаг создания таких локальных партнеров, потому что появились конструкторы ботов. За последние несколько лет, рынок чат-ботов так трансформировался, что клиенты перестали приходить напрямую в Rakuten. Теперь клиент приходит или к агентствам (коим мы и являемся уже 4 года), или идет в конструктор.

Техническая сторона создания бота в Viber

Завели аккаунт, дошли до шага с токеном — отлично! Теперь давайте разберемся на чем этого самого бота писать.

В интернете куча библиотек для Python, ссылки на которые я даже не буду прикладывать. Там запуск и апробация простейшего бота займет буквально пять минут (умеючи). Инструкции по настройке веб-хуков вы без проблем найдете на том же хабре.

Мы 4 года писали (и пишем до сих пор) ботов на Java. И поэтому у нас родилась собственная библиотека коннектор к Viber. Кому нужно — напишите или мне в личные сообщения, или на наш канал в Telegram и я скину на нее ссылку.

Какие тонкости есть на этом этапе:

  1. Когда вы создали тестового бота, вам надо авторизоваться в Viber на телефоне, зайти в: “Еще → Паблик аккаунты” и увидите своего бота. Он будет скрыт. Нажимаем на него и появляется кнопка “Показать”. С этого момента он станет доступен как-бы публично. Но:
  2. Чтобы бот был “Верифицирован” и был доступен в поиске, надо связаться с командой Viber. Видимо они его проверяют каким-то образом. Наверно, как проверял Facebook* (ныне Meta*), пока еще там можно было делать ботов. Хотя, на самом деле, Viber просто сделал этот шаг платным. Бот без оплаты работать будет. Но придется делать на него прямую ссылку и вести пользователя напрямик.
  3. Боту нужен хостинг. Этот тезис неочевиден тем, кто ранее ботов не касался, поэтому я об этом скажу. Разработчик может временно поднять бота, чтобы протестировать, на своем ПК, да. Но чтобы запустить бота на постоянной основе, вам нужен будет сервер, где бот будет постоянно работать. Часто такой сервер могут предоставить подрядчики. У нас, например, есть такая услуга.
Как создать чат-бота Vber

Пока не забыл, вот ссылка на документацию Viber API.

С точки зрения возможностей, в Viber достаточно широкий функционал. Можно делать ботов с кнопками и инлайн кнопками. С теми самыми, которых очень не хватает в WhatsApp (да, худо-бедно кнопки завезли, но про это потом). Подробная инструкция про ботов для этого мессенджера у меня уже в работе, поэтому самое время подписаться 🙂

Холодная и теплая рассылка сообщений в Viber

Как я писал в прошлой статье, у Viber есть возможность делать как холодную рассылку, так и теплую. Самостоятельно можно почитать на этой странице.

С теплой все понятно: загружаете базу своих клиентов, смотрите у какого процента из них установлен Viber и понеслась. Настраиваем всякие сегменты на своей стороне, а в мессенджер грузим уже готовые списки.

И, кстати, есть бренды, которые и чат-бота сделали и рассылку запускают. Например известный ювелирный бренд, который постоянно закрывается, оседлал этот мессенджер полноценно и шлет хорошие таргет рассылки с кнопками и с быстрой удобной возможностью купить их товары.

С холодной рассылкой все чуть интереснее:

Пока хейтеры не набежали ставить минусы, скажу, что такая рассылка может быть очень полезной. Например, чтобы отправлять чеки. Да, те самые кассовые чеки. Многие магазины уже додумались до того, чтобы не заморачиваться с бумагой, а слать вам ссылку на чек прямо в мессенджер. Считаю это максимально удобной фичей, потому что не люблю бумажные чеки и считаю, что все должны переходить на ЭДО и прочие электронные форматы взаимодействия, избавляясь от бумаги.

Viber не может проверить откуда у вас взялась база с этими получателями. Поэтому вы вроде как можете слать рассылку по холодной базе. Но:

  1. У вас при верификации аккаунта появляется галочка. Мол, бренд подтвержден. Если вы “обнаглеете” и будете слать слишком много сообщений тем людям, которые на это не согласны, то легко поймаете страйк и Viber отберет и галочку и возможность рассылки. Ну или партнер отберет.
  2. Вы все равно платите за каждую “инициацию диалога”. Условно говоря, каждая новая беседа будет стоить денег. Но если пользователь будет туда отвечать и вы ему тоже что-то отвечать, то уже вот эти ответы будут бесплатными. Почитать полноценно можно тут.
  3. Все чаты с брендами лежат в отдельной папке “Бизнес чаты”. Слишком усердно стараться охватить широкую аудиторию скорее всего будет не так эффективно как те же смс или WhatsApp рассылки.

Что еще нужно понимать, при работе с рассылкой:

  1. Viber сравнивает свой инструмент в первую очередь с смс рассылками. Мол, у нас тут 1000 символов а в смс всего 70. Да и платите вы за доставленные а не за отправленные сообщения.
  2. Эту механику можно хорошо подвязать, например, с CRM. Пришел клиент, купил, а вы ему вдогонку еще одно сообщение, что у него скидка на следующую покупку. Хотя этот “плюс” справедлив по отношению не только к Viber, а в целом к чат-ботам. Тот же WhatsApp тоже так “умеет”.
  3. Не у всех действительно есть Viber. Если бренд хочет по-настоящему присутствовать в мессенджерах, то кроме привычного Telegram бота, должен работать с аудиторией еще и в WhatsApp и в Viber и в VK. Хороший пример выстраивания такой “омниканальной коммуникации” это один крупный сайт для поиска работы с красным логотипом. Или логистическая компания с зеленым логотипом.

Про медийную рекламу писать не буду, потому что не в курсе ни цен ни эффективности. Хотя делать свои стикеры это прикольно и Viber был первым на этом поприще. Многие уже слишком привыкли к брендовым стикерам в Telegram, но не слышали, что их можно создавать еще и в Viber.

*Meta (ранее Facebook) запрещенная в РФ организация.