Результаты опроса потребителей — главное из возможных доказательств подтверждения общеизвестности обозначений

2022-07-19 16:07:06 Время чтения 4 мин 251

К 2022 году в РФ официально зарегистрировано 245 общеизвестных товарных знаков. В 2021 году свыше 50% постановлений о присуждении товарным знакам статуса «общеизвестные» было вынесено по результатам опросов, проведенных сотрудниками Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН. В текущем году в решениях о регистрации общеизвестных товарных знаков, исследования Лаборатории отмечаются в 100% случаев.

Нормы госрегистрации в Роспатенте регулируются ст. 1508 Гражданского Кодекса России. Товарный знак может быть признан общеизвестным при наличии 3-х признаков:

  1. Имеет устойчивую ассоциативную связь с подателем заявки на регистрацию.
  2. В период обращения заявителя является известным обширной целевой аудитории (кругу потребителей соответствующей продукции).
  3. Активно применяется на территории РФ.

При этом незначительное количество реальных покупателей товара или заказчиков услуги под регистрируемым товарным знаком не препятствует его признанию общеизвестным. Пример — товарный знак «Самолет», признанный общеизвестным за номером 221 в отношении услуг 37 и 36 классов МКТУ («Строительство» и «Сделки с недвижимостью»). Процент потребителей, получивших услуги организации — 8%. Другой пример регистрации обозначений как общеизвестных при малочисленной аудитории — «ОПОРА РОССИИ» с 7%, что является хорошим показателем при распространении на генеральную совокупность.

Исследования по определению общеизвестности осуществлялись среди потребителей разной продукции и заказчиков разных услуг различных категорий МКТУ — от покупателей тяжелой спецтехники до покупателей газировки.

Результаты опросов Лаборатории социологической экспертизы  помогли получить общеизвестность таким торговым знакам, как: Аква Марис, Черноголовка, MOON, Опора России, Московский Провансаль, Чебупели, befree, Горячая штучка, Русское Лото, Спортлото, Белаз (Belaz).

В опросах Лаборатории участвуют тысячи потребителей из разных городов России.

К примеру, исследования для официальной регистрации знака БЕЛАЗ проводились среди 2200 россиян. 700 человек были опрошены в 73 регионах РФ (239 муниципальных районов и городских округов). 1500 человек опросили в 6 крупных российских городах. Результаты показали, что словесное обозначение БЕЛАЗ у 95% участников опроса ассоциируется с тягачами и самосвалами, а также запчастями для спецтехники

Товарный знак компании-производителя газированных напитков «Напитки из Черноголовки-Аквалайф» получил статус общеизвестного только в середине 2020 года. Также по итогам опросов, проведенных Лабораторией Института социологии. С фирменным обозначением ЧЕРНОГОЛОВКА оказались знакомы 86% участников исследования.

Другой пример — товарный знак АКВА МАРИС, вышедший на рынок России в 2002 году и с первых дней существования активно продвигаемый в средствах массовой информации. По результатам исследования Лаборатории ФНИСЦ РАН, общеизвестность обозначения к весне 2020 года достигла 94% (с 25% известности, актуальных на 2007 год). Итоги исследования позволили присудить товарному знаку статус общеизвестного с июня 2020 года.

Компания-распространитель лотерейных билетов «Спортлото» и «Русское лото» обратилась для доказательства общеизвестности товарных знаков в Лабораторию социологической экспертизы. По итогам исследования, более 70% и 80% респондентов покупали лотерейные билеты «Спортлото» и ассоциируют название знака с лотерейными розыгрышами. Результаты опроса в отношении «Русского лото» по тем же признакам — 90% и 97%.