К 2022 году в РФ официально зарегистрировано 245 общеизвестных товарных знаков. В 2021 году свыше 50% постановлений о присуждении товарным знакам статуса «общеизвестные» было вынесено по результатам опросов, проведенных сотрудниками Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН. В текущем году в решениях о регистрации общеизвестных товарных знаков, исследования Лаборатории отмечаются в 100% случаев.
Нормы госрегистрации в Роспатенте регулируются ст. 1508 Гражданского Кодекса России. Товарный знак может быть признан общеизвестным при наличии 3-х признаков:
При этом незначительное количество реальных покупателей товара или заказчиков услуги под регистрируемым товарным знаком не препятствует его признанию общеизвестным. Пример — товарный знак «Самолет», признанный общеизвестным за номером 221 в отношении услуг 37 и 36 классов МКТУ («Строительство» и «Сделки с недвижимостью»). Процент потребителей, получивших услуги организации — 8%. Другой пример регистрации обозначений как общеизвестных при малочисленной аудитории — «ОПОРА РОССИИ» с 7%, что является хорошим показателем при распространении на генеральную совокупность.
Исследования по определению общеизвестности осуществлялись среди потребителей разной продукции и заказчиков разных услуг различных категорий МКТУ — от покупателей тяжелой спецтехники до покупателей газировки.
Результаты опросов Лаборатории социологической экспертизы помогли получить общеизвестность таким торговым знакам, как: Аква Марис, Черноголовка, MOON, Опора России, Московский Провансаль, Чебупели, befree, Горячая штучка, Русское Лото, Спортлото, Белаз (Belaz).
В опросах Лаборатории участвуют тысячи потребителей из разных городов России.
К примеру, исследования для официальной регистрации знака БЕЛАЗ проводились среди 2200 россиян. 700 человек были опрошены в 73 регионах РФ (239 муниципальных районов и городских округов). 1500 человек опросили в 6 крупных российских городах. Результаты показали, что словесное обозначение БЕЛАЗ у 95% участников опроса ассоциируется с тягачами и самосвалами, а также запчастями для спецтехники
Товарный знак компании-производителя газированных напитков «Напитки из Черноголовки-Аквалайф» получил статус общеизвестного только в середине 2020 года. Также по итогам опросов, проведенных Лабораторией Института социологии. С фирменным обозначением ЧЕРНОГОЛОВКА оказались знакомы 86% участников исследования.
Другой пример — товарный знак АКВА МАРИС, вышедший на рынок России в 2002 году и с первых дней существования активно продвигаемый в средствах массовой информации. По результатам исследования Лаборатории ФНИСЦ РАН, общеизвестность обозначения к весне 2020 года достигла 94% (с 25% известности, актуальных на 2007 год). Итоги исследования позволили присудить товарному знаку статус общеизвестного с июня 2020 года.
Компания-распространитель лотерейных билетов «Спортлото» и «Русское лото» обратилась для доказательства общеизвестности товарных знаков в Лабораторию социологической экспертизы. По итогам исследования, более 70% и 80% респондентов покупали лотерейные билеты «Спортлото» и ассоциируют название знака с лотерейными розыгрышами. Результаты опроса в отношении «Русского лото» по тем же признакам — 90% и 97%.