В России действуют штрафы для бизнеса за спам-звонки и СМС-рассылки: за рекламу без разрешения предпринимателям и компаниям грозят штрафы от 20 000 ₽ до 1 000 000 ₽, а кредитным и микрофинансовым организациям — до 1 600 000 ₽.
Рассказываем, как правильно получить согласие на рекламу и безопасно работать с базами данных клиентов.
По закону рекламировать что-либо по телефону можно только с предварительного согласия абонента на получение рекламы. Иначе звонок или СМС-сообщение считается спамом.
К телефонному спаму можно отнести СМС-рассылки, холодные звонки с участием оператора и автоматизированные обзвоны. Последние напрямую запрещены законом о рекламе.
С 1 июня 2025 правила телемаркетинга станут еще строже: массовые звонки будут возможны, только если абонент заранее дал на это согласие оператору связи. Более того, любой человек вправе отказаться от массовых обзвонов, тогда звонить ему в рекламных целях будет нельзя даже при наличии согласия на это.
За законностью рекламы следят региональные управления Федеральной антимонопольной службы, УФАС. Абонент может в любой момент потребовать прекратить присылать ему рекламу, и бизнес обязан сделать это. Иначе владелец номера может обратиться в УФАС, и управление выпишет штраф распространителю спама.
На практике абоненты, раздраженные спамом, могут сразу пожаловаться оператору связи или написать заявление в УФАС. В последнем случае распространителя рекламы ждет штраф, если только он не докажет, что ранее текущий владелец номера дал согласие на получение рекламы и оно действовало на момент звонка или рассылки.
Если суд установит, что абонент не разрешал присылать ему рекламу по телефону, бизнесу грозит штраф:
Если УФАС выявит несколько случаев телефонного спама в рамках одной проверки, штраф будет один. Ответственность несет распространитель — то есть бизнес, который непосредственно рассылал сообщения.
Чтобы рекламировать товары, работы или услуги с помощью звонков и СМС, нужно получить два согласия от клиента:
Согласие на получение рекламы может быть выражено в любой форме, которая позволит идентифицировать абонента и подтвердить, что он разрешил конкретному распространителю рекламы присылать ему сообщения. Отказывать в продаже товара, если человек не согласился оставить свои Ф. И. О. и получать рекламную рассылку, нельзя.
Главное — четко разделить согласие на получение рекламы и информации справочного характера. Если человек подтвердил готовность получить сведения о статусе заказов, это не значит, что можно использовать тот же контакт для рассылки рекламных сообщений.
Для сбора согласий на обработку персональных данных действуют отдельные правила. Хотя сам по себе телефон абонента к ним не относится, без фамилии, имени и отчества бизнес не сможет доказать, что именно этот клиент согласился получать рекламу. О том, как собирать согласия на обработку персональных данных, рассказываем в отдельной статье.
Некоторые компании и ИП берут согласие клиентов на рассылку автоматически, например при регистрации на сайте, но лучше так не делать. УФАС и суды едины во мнении, что при регистрации на сайте невозможно однозначно установить, кто именно заполняет форму и, как следствие, соглашается на получение рекламной информации.
Лучше попросить клиента заполнить отдельный документ. А если общение происходит онлайн — отдельную форму на сайте.
По материалам webcom.mobi