Россия и Китай будут совместно развивать Северный морской путь. Объем грузоперевозок по СМП между двумя странами к 2030 году увеличится более чем в 20 раз, до 50 млн тонн.
Севморпуть будут использовать в том числе для доставки из России медного концентрата на плавильный завод «Норникеля», который планируют построить в Китае. И это не единственный проект по созданию совместного производства в КНР.
Первая причина, по которой российские компании создают дочерние предприятия и производства в Китае, — это, конечно, западные санкции. Из-за них проблемы с расчетами возникают даже в странах, которые к этим санкциям не присоединились. Но если СП расположено в Китае, его продукция будет считаться китайской. И к ней вопросов быть не должно. Об этом рассказывал совладелец «Норникеля» Владимир Потанин, сообщивший о планах по переносу производства меди в КНР. Комментирует старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Дмитрий Смолин:
«Перенос мощностей медного завода в Китай поможет решить для экономики России, для «Норникеля», в частности, сразу несколько проблем. Первая — это вопрос сбыта металла и обход санкций. Китай потребляет более половины мировых объемов меди. Для самого «Норильского никеля» это решит проблему модернизации старого завода, куда нужно было бы потратить 2 млрд долларов. А здесь совместный проект по строительству нового медного завода в Китае поможет компании существенно сэкономить. Сам Китай заинтересован в строительстве такого медного завода. У них есть технологии. У них есть спрос. Как мне кажется, здесь в выигрыше будут обе стороны».
Перенос медного завода в Китай позволит «Норникелю» сохранить и, может быть, даже увеличить продажи на ключевом для себя рынке. А это в свою очередь повысит выручку и, следовательно, налоговые отчисления российской компании. Высказывались опасения относительно вывода за пределы России производства с высокой добавленной стоимостью. Но это не совсем так. В процессе выпуска меди основная маржа приходится на этапы добычи руды и получения концентрата. Само же плавильное производство приносит гораздо меньше денег, так как оно весьма энергозатратное.
По словам Владимира Потанина, строительство нового завода в Китае поможет его компании получить доступ к технологиям производства батарейных материалов, а в перспективе — освоить выпуск самих батарей вместе с «Росатомом». При этом России интересны и другие китайские технологии, отмечает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов:
«Объективно мы хотим, конечно, развивать станкостроение, и не секрет, что китайская сторона могла бы очень здорово нам помочь, потому что это то, чего не хватает отечественной промышленности, это то, что поставлялось с ограничениями в течение всех 30 лет, которые мы шли по пути сотрудничества с Западом. Сейчас расчет на то, что мы получим доступ к менее продвинутым технологиям, используемым в Китае, но, опять же, с учетом того отставания, которое сформировалось в нашей станкостроительной отрасли за последние 30 лет, это все равно будет огромный шаг вперед».
Вслед за «Норникелем» на китайский рынок могут выйти и другие российские компании. Например, «Композит групп Челябинск» планирует открыть в КНР совместные предприятия по выпуску композитной арматуры и оборудования для ее производства. И это лишь начало процесса разворота российского бизнеса на восток. Так считает основатель и главный редактор интернет-издания «Кислород лайф» Александр Попов:
«В указе президента России одна из национальных целей до 2030 года формулируется как формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами. Я думаю, что в нынешних условиях это, конечно, совершенно логично, потому что, если так сложились обстоятельства, что мы разворачиваемся уже конкретно на восток, один из главных, самых близких к нам географически самых мощных партнеров — это Китай. Поэтому, конечно, развитие совместных проектов, промышленной кооперации, на что тоже очень давно уже делают у нас ставку, — правильное и логичное направление в данных условиях».
По материалам uglc.ru