Треть россиян хотят открыть бизнес

2024-01-14 20:16:45 Время чтения 6 мин 213

Совместное исследование Минэкономразвития, Сбера и Фонда «Общественное мнение» в рамках проекта «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» показало отношение россиян к предпринимательству.

«2024 год стал Годом семьи. Согласно исследованию, каждый третий житель страны ответил, что хотел бы открыть свой бизнес. Несмотря на это, на первом месте у россиян по-прежнему остаются семья и дети, на втором – здоровье, и только на третьем месте – финансовое благополучие. Семью и здоровье в качестве самых важных жизненных ценностей выбрали как предприниматели, так и те, кто не занимается бизнесом», — сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.

Как показало исследование по итогам 2023 года 21% россиян трудоспособного возраста (18-64 лет) вовлечены в предпринимательскую деятельность (с 2022 года этот показатель не изменился). Из них каждый третий пока не стал полноценным владельцем бизнеса и находится на разных стадиях его создания – от интереса до реализации конкретных действий по открытию собственного дела. Ещё примерно треть респондентов ответила, что уже имеет бизнес и хочет открыть ещё один. Столько же предпринимателей владеют бизнесом, но не делают попыток создать дополнительный.

По данным опроса, 14% из 21% россиян-бизнесменов владеют первым бизнесом или открывают его, а 7% в прошлом уже имели предпринимательский опыт.

Большинство (35%) начинающих и опытных бизнесменов регистрируют своё дело в качестве индивидуальных предпринимателей, 19% – самозанятые, 13% – юридические лица. Однако 32% пока никак его не оформили.

Опрос также показал, что 16% россиян – бывшие предприниматели. Из них 56% закрыли своё дело более шести лет назад, 37% – более года назад, 6% – в течение последних 12 месяцев.

Среди планирующих открыть своё дело 32% респондентов хотят оформить индивидуальное предпринимательство, 23% видят своё будущее в качестве самозанятого, а 5% собираются зарегистрировать юридическое лицо. При этом 36% пока не представляют, как будет оформлен их бизнес.

На вопрос, что мотивирует открыть своё дело, 38% опрошенных ответили, что хотят это сделать из-за необходимости заработать себя и семью, а 35% – для самореализации. При этом о самореализации чаще говорит молодёжь в возрасте от 18 до 35 лет и жители городов-миллионников. Необходимость заработать больше мотивирует старшее поколение (54–64 года), жителей сельской местности, людей со средним образованием и ниже.

Для открытия бизнеса россиянам в первую очередь нужна помощь со стартовым капиталом (так ответили 59% опрошенных), обучением и консультациями (30%, чаще – женщины), а также юридической и информационной поддержкой (28%, чаще – жители мегаполисов).

Несмотря на растущий интерес к бизнесу, многие россияне опасаются открывать своё дело. Большинство (42%) опрошенных считают, что у них для этого недостаточно знаний и квалификации, а 34% боятся потерпеть поражение. За прошедший год эти показатели практически не изменились.

«Почти половина из желающих стать предпринимателями не уверена, что им хватит для этого знаний и умений, а каждый третий из них опасается потерпеть неудачу. Эти барьеры мы стараемся преодолеть с помощью обучающих и акселерационных программ и бесплатных консультаций, которые можно получить как очно на базе центров «Мой бизнес», так и онлайн. У МСП, получавших поддержку, выживаемость в два раза выше, чем у МСП, которые не пользовались мерами поддержки», — отметила Татьяна Илюшникова.

Эти меры поддержки для бизнеса реализуются в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и курирует первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.

Однако по сравнению с 2022 годом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса. Если год назад 39% респондентов отвечали, что в России несложно начать свой бизнес, сейчас таких уже 43%. А доля тех, кто считает, что в ближайшие полгода условия для начала бизнеса в их регионе будут хорошими, выросла с 22 до 25%.

Проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. Он даёт возможность предпринимателям рассказать о своей жизни в бизнесе, выразить отношение к происходящим в обществе процессам, поделиться тревогами и ожиданиями. Исследования среди предпринимателей проводятся ежеквартально, населения – раз в год. В опросе приняли участие около 2200 респондентов.

По материалам konkurent.net