Исследователи поставили под сомнение эффективность придорожных пешеходных ограждений

2023-07-12 23:34:42 Время чтения 6 мин 358

Исследование, которое ставит под сомнение эффективность придорожных пешеходных ограждений

Как проводили исследование

В 2011 году Transport of London запустил программу по демонтажу пешеходных ограждений. Чтобы оценить её эффективность, ведомство заказало фирме Street Behavior исследование транспортно-дорожной сети города. Специалисты выбрали 70 перекрестков, с которых убрали заборы, и проанализировали статистику ДТП за девять лет. Сведения об аварийности разделили на три периода: 6–3 года до демонтажа ограждений, 3 года до демонтажа ограждений и 3 года после демонтажа ограждений.

Перекрестки отбирали по нескольким критериям. В исследование попали только те участки дорожной сети, где есть хотя бы один поэтапный (то есть, через широкую разделительную полосу) пешеходный переход, и где в течение трех лет до и после демонтажа заборов не произошло никаких других значимых физических изменений. Так как лондонские власти всеми силами стремятся сократить число жертв ДТП, в Street Behavior анализировали только аварии с погибшими и тяжело ранеными (ПТР) участниками дорожного движения.

 Данные по дорожно-транспортным происшествиям сначала оценили в «сыром» виде, а затем «очистили» от инцидентов, которые не имеют отношения к теме исследования, например, случаи падения людей в автобусах. Для большей наглядности сведения об аварийности на выбранных перекрёстках сравнили со всей транспортно-дорожной сетью Лондона. Статистическую значимость результатов исследования специалисты проверили с помощью парного Т-критерия Стьюдента при уровне достоверности 95%.   

Что показал анализ

Как выяснили в Street Behavior, после демонтажа ограждений на 70 лондонских перекрёстках количество ДТП, в которых пешеходы погибали или получали тяжелые ранения, снизилось на 56%, а общее количество аварий с жертвами — на 48%. На тех же перекрёстках в период 6–3 года до демонтажа заборов количество дорожных инцидентов с ПТР среди пешеходов сократилось на 7%, а количество ДТП с ПТР среди всех участников дорожного движения — на 3%.

Аналогичные результаты — статистически значимое снижение количества тяжёлых аварий — в Street Behavior отметили по всей транспортно-дорожной сети Лондона. Обратите внимание: демонтаж пешеходных ограждений почти никак не отразился на общем количестве ДТП. По такому же принципу работает шведская программа дорожной безопасности Vision Zero: там, где присутствует человеческий фактор, совсем избежать инцидентов нельзя, поэтому правильнее управлять тяжестью их последствий.

Лондонский департамент транспорта регулярно проводит мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения (например, рекламные кампании), так что количество погибших и тяжелораненых в ДТП на протяжении девяти лет и так неуклонно снижалось. Однако на перекрёстках, с которых убрали заборы, это происходило намного быстрее, чем по всей транспортно-дорожной сети, отмечают в Street Behavior. Тенденция хорошо прослеживается на графиках.

Какие выводы можно сделать

Заборы почти никак не влияют на безопасность участников дорожного движения в городах. Существуют более эффективные способы защиты горожан от тяжёлых последствий ДТП, самые очевидные из них — уменьшение скоростного лимита, отмена нештрафуемого порога, островки безопасности, сужение полос движения. Всё это вынуждает водителей ехать медленнее, а скорость, как следует из статистики МВД, — одна из основных причин гибели людей на дорогах.

«Ограждения формируют у водителей «туннельное зрение» и ложную уверенность в том, что пешеходы внезапно не выскочат на проезжую часть. Без заборов люди могут переходить дорогу там, где им нужно — из-за этого водители должны снижать скорость, быть более осторожными и внимательными. Из-за ограждений пешеходы могли попасть в «ловушку» вдали от безопасного места. Благодаря демонтажу заборов, люди проводят меньше времени на проезжей части, [то есть риск угодить под колёса ниже]», — говорит Сэм Райт, инженер Transport of London.

В некоторых ситуациях — к счастью, пока редких, — пешеходные ограждения могут представлять опасность для окружающих. Заборы ставят, чтобы не дать пешеходам выйти на проезжую часть. Конструкция не предназначена для гашения автомобильных ударов, как, например, барьеры вдоль загородных трасс. После столкновений ограждения разлетаются на фрагменты, которые могут травмировать пешеходов, находящихся в нескольких метрах от места ДТП.

По материалам apexgr.ru