Предприниматели рассказали, как они организовали хранение на складе

2023-05-06 16:50:14 Время чтения 23 мин 427

Покупатель заказал в магазине набор ножей и подставку для них, подсвечник и спички. Работник склада быстро нашёл подставку, за ножами пришлось идти к самому последнему стеллажу, подсвечник был в пыли, а спички лежали на самом дне коробки.

За это время магазин мог бы собрать ещё два заказа, если бы заранее продумал систему хранения: ножи лежали бы рядом с сопутствующим товаром, подсвечник был бы в плёнке, а спички — в плоском контейнере.

При этом хорошо устроенный склад легко становится объектом, на котором можно заработать, — по данным аналитиков, только девелоперы складской недвижимости могли сказать, что прошлый год был для них неплохим: в прошлом году в Москве сдали рекордное количество новых складских площадей, потому что с 2020 года спрос на них был ажиотажным.

Чтобы учесть все нюансы с организацией пространства на складе, попросили продавцов поделиться личным опытом.

Всё тяжёлое должно лежать на нижних полках

Хиты продаж должны стоять на уровне вытянутой руки, а наверху мы храним только непопулярный или нехрупкий товар. Если я знаю, что средний срок продажи определённой бумаги — 2,5 года, значит, могу положить её повыше, но так, чтобы сотрудник мог в любой момент и без особых усилий достать пачку.

Стремянка плоха не только тем, что опасна: в разобранном состоянии она загораживает проход, а в сложенном — занимает место и отнимает время при сборке, ведь её нужно принести и унести.

На контейнеры лишний раз не тратимся — если можем, храним товары в коробках от поставщика, а что-то складываем в ящики для рассады (стоят 30 рублей). Если в таре слишком много «воздуха» и предметы падают и бьются друг о друга, можно поставить в неё коробку поменьше, «матрёшкой», или разместить картонные разделители. Свободного места между контейнером и полкой тоже много не надо — достаточно, чтобы можно было достать рукой товар.

Не стоит экономить на освещении

Если в помещении много высоких стеллажей и шкафчиков с распашными дверцами, которые отбрасывают тень, сотрудники будут плохо видеть артикулы и путать товары.

Мы специально провели несколько линий света на потолке, чтобы установить основные светильники и дополнительные источники. Если у вас линий мало, придётся либо позаботиться о розетках, либо покупать лампы на батарейках.

Храним товары так, чтобы их легко можно было собрать в один заказ

Клиенты часто добавляют несколько похожих или связанных между собой позиций в один заказ — например, краски разных цветов и кисточки или разноцветные бусинки. Размещаем эти товары в смежных зонах, чтобы сотрудник не бегал между стеллажами.

Бывают капризные предметы. Например, у нас это бумага в листах 30 на 30 см. Она самая ходовая, но при этом очень хрупкая: чуть смял лист — и навсегда оставил на нём залом. Под неё мы выделили стеллажи с открытыми полками. Чтобы прикинуть размеры будущей конструкции, я склеила несколько ящиков из картона и посмотрела, как лягут листы. Только потом заказала настоящие шкафы.

Маркировка должна быть понятна даже тем, кто редко бывает на складе

Если у вас есть наёмные сотрудники, нужна логичная система хранения, чтобы новичок не думал полдня, какая фигурка оленя из 27 возможных ему нужна и где её отыскать. У нас всё основано на цифрах: каждому товару присвоен артикул, каждый контейнер подписан, а расположение редких категорий отдельно указано в базе.

Если система присвоила похожие номера схожим товарам — например, 343 и 334 для двух наклеек с цветочками, — то мы создаём отдельную пометку с призывом быть внимательным, потому что людям свойственно неосознанно переставлять местами цифры в голове.

Для сборки важно даже то, как выглядит список товаров в заказе. Раньше мы писали позиции в том порядке, в котором клиент добавил их в корзину. Сборщику приходилось бегать к одному стеллажу несколько раз. Программисты помогли наладить систему так, что теперь товары разбиты по категориям (например, картон, бумага, украшения или наклейки), а внутри категорий — по артикулам.

Такая дотошность позволила нам сократить количество ошибок до одной на 400 заказов.

Главный враг склада — пыль, поэтому товар нужно держать закрытым

Площадь нашего помещения — более 100 м², потолки — 3 м. Чтобы пыль не оседала на мелких предметах и не пачкала светлую бумагу, мы решили упаковывать всё в пакеты. Сначала пробовали обычные фасовочные, но они электризуются, поэтому остановились на zip-пакетах. Если хранить в них неострые предметы, они прослужат несколько лет.

Если же пакет порвался, можно использовать его:

  1. Как дополнительную упаковочную плёнку, чтобы защитить товар от дождя и снега при транспортировке. Дырки можно заклеить скотчем.
  2. Для набивки пустот в коробках — вместо пузырчатой плёнки.

Закупать такую упаковку выгодно: мы делаем это раз в полгода и за большую партию получаем оптовые скидки.

Чтобы найти ошибки в хранении, стоит самому взяться за сборку

Когда мы только начинали обустраивать склад, я нарисовала его примерный план на бумаге, размеченной на клетки, а потом скотчем на полу отмечала, где могут встать стеллажи. Дальше брала в руки коробки и проверяла, пройду ли я между двумя воображаемыми конструкциями, ничего не задев и не ударившись.

Такой подход поможет вам примерно распланировать обстановку, но не избавит от необходимости проверять сам процесс сборки. Попросите несколько человек собрать один и тот же заказ на время, а потом повторите шаги сами. Если заметите, что слишком долго искали, например, кнопки, — поймите почему. Может, пакеты с артикулами перепутались, а, может коробка для крохотных кнопок слишком глубокая.

Однажды я заметила у одного из стеллажей табуретку. Сотрудники сказали, что часто достают оттуда какой-то предмет. В ответ на вопрос, почему они не переставили коробку пониже, я услышала: «Ну, мы уже привыкли». Мой совет — переставить эту коробку, и уже через две-три недели они привыкнут к её новому расположению.

Рядом со сборочным столом должно быть всё необходимое

Стол у нас 1,2 м в длину. На нём резиновый коврик для резки картона, диспенсер для скотча (чтобы не возиться с ножницами), его запасной рулон, а также макетный нож для коробок. Рядом — упаковочные пакеты и коробки для фасовки (как заканчиваются, приносим новые) и ящик с рекламными буклетами, которые мы вкладываем в заказы. Так как у нас постоянно теряются ручки, почти на каждом стеллаже висят корзинки с канцелярией на магнитных крючках (купили на китайском маркетплейсе).

Готовые заказы мы складируем в разных зонах помещения в зависимости от логистической компании, через которую их отправляем, — чтобы работник «Почты России» не унёс посылку для «СДЭКа». Товары, которые заказываем для себя, разбираем в отдельном отсеке. Там у нас стоят распашные столы: они занимают мало места в сложенном виде и при этом быстро раскладываются, если нужно, например, нарезать ткань.

Совет тем, кто только задумался об обустройстве склада

Не бойтесь начинать с малого и помните, что ваш главный враг не хаос (и не пыль), а «я привык так делать». Эксперименты порой приносят больше пользы, чем очевидные решения.

Если продукция не залёживается, огромный склад не нужен

Мы собираем практически все промышленные увлажнители по индивидуальному заказу, поэтому храним на складе только запчасти, необходимые для сборки самих увлажнителей, — например, насосы, фитинги (это соединительные части для труб), форсунки (нужны для подачи и распыления воды).

Самая удобная система хранения — стеллажи на зацепах

Когда у нас только появился склад, я покупал полочные стеллажи на винтах — дешёвые конструкции серого цвета, которые стоят в каждом втором пункте выдачи заказов. При работе с ними заметил несколько недостатков:

  1. Краска быстро скалывается, а металл ржавеет.
  2. Конструкции тонкие, поэтому легко деформируются, если случайно ударить по ним или неосторожно навалиться всей массой тела.
  3. Чтобы заставить такими стеллажами всего 20 м², одному человеку придётся потратить целый день на прокрутку винтов в каждой полке.

Лучшим решением стали безболтовые стеллажи на зацепах — это металлокаркас со специальными скошенными язычками, на которые можно «усадить» полки без отвёртки. А нарезать эти полки можно в строительном магазине или самостоятельно из фанеры и разместить на удобной высоте. Они собираются и разбираются в три раза быстрее — удобно при переезде.

Одну из полок можно использовать как столешницу для сборки и упаковки. У меня она на уровне кухонной поверхности, чтобы можно было работать стоя, — это примерно 96 см. Из фанеры можно также соорудить заднюю стенку, чтобы закрепить на ней настенную панель — для подвесных ящиков с канцелярией и инструментов.

Небольшим вещам не нужны глубокие полки

Не стоит ставить полки глубиной 40 см, если контейнеры, которые вы на ней размещаете, не больше 20 см. Лишняя глубина «съедает» пространство и создаёт тень. В контейнере, который стоит у стены, товар не разглядеть, а вытаскивать его на свет — тратить лишнее время.

Чтобы определить размер стеллажей и подобрать подходящие контейнеры, я беру за основу длину самой большой серийной детали.

Высота от полки до полки зависит от того, что лежит в ящиках и какого роста сотрудники склада. Например, я ростом 190 см, поэтому у меня высокая нижняя полка — 50 см. Под неё я ставлю большие коробки с готовой продукцией, если её по какой-то причине ещё не отправили, и с запчастями, которые я не успел разобрать.

Полки до груди я монтировал ровно по высоте контейнеров. Если купить ящики с ручками, обдирать руки в попытке подцепить их с разных сторон не придётся. Полки выше груди и на уровне глаз идут с двойным запасом высоты — так можно сразу увидеть, что на них лежит, и взять нужную деталь, не выдвигая контейнер.

Закрытые шкафы — не лучший вариант для склада

У нас вся система хранения состоит из открытых стеллажей — это касается даже тех конструкций, на которых стоят упаковки с офисной бумагой и микроволновка. Выглядит индустриально, но у нас и отрасль такая. Закрытые полки не прижились — прятать нам нечего, а открывание дверец отнимает время.

Если заводская упаковка не используется повторно, лучше от неё избавляться

Коробки, в которых приходят производственные детали, я выбрасываю, а сам товар либо сразу собираю, либо кладу в пластиковый ящик.

Использовать заводскую упаковку для хранения неудобно: она разного размера и может не подходить под стеллажи. А вот пластиковые контейнеры часто изготавливаются под стандартные шкафы и входят в них как влитые.

Впрочем, в повторном использовании коробок есть смысл, если паковать в них товары для отправки или перерабатывать в расходник для набивки. Такой подход поможет и не тратиться на пластиковые ящики, если магазин или производство только запустились, спрос пока неочевиден, а денег мало.

Сотрудник должен дотягиваться до верхней полки без стремянки и табуретки

Исключение — если наверху стоят товары, которые нужны раз в сезон. Постоянно работать со стремянкой и даже стремянкой-табуретом не стоит — это риск получить травму. У меня стеллажи высотой 2 м, так как я сам высокий. Если основная часть сотрудников среднего роста — посоветовал бы брать конструкции не выше 1,8 м.

Упаковывать товар лучше без клея

При обмотке товаров мы используем не скотч, а ПВХ-ленту — она изготавливается из поливинилхлорида и не липкая, поэтому не оставляет следов.

Упаковывать удобнее в полиэтиленовый рукав — у меня он плотностью 150–200 мкм. Я покупаю рулон весом 20 кг, вешаю его на специальный ролик над головой и оттуда спускаю к себе на рабочую поверхность. Далее помещаю внутрь рукава нужную деталь — и с обеих сторон закрываю запайщиком пакетов. Можно взять и zip-пакеты, но у них нет защиты от вскрытия, так что я храню в них только мелкие запчасти, например уплотнения от насосов.

Совет тем, кто только задумался об обустройстве склада

Найдите профильный магазин, который продаёт всё необходимое для складов: там можно вживую оценить верстаки и стеллажи и подобрать к ним ящики. Не экономьте: лучше вложиться в качественный товар сразу, чем потом переплачивать, когда дешёвый вас разочарует.

Систему хранения нужно формировать по потребностям

В мебельном бизнесе мы новички-самоучки: начали производить столы в 2020 году, в самом начале пандемии. У нас небольшое производство в Москве — это 260 м² со станками, столами, покрасочной и системой хранения. Изначально мы работали без перегородок, а потом сделали зонирование.

На то, как мы храним товар, повлияли изменения в нашей продукции — столах. Сперва мы производили столешницы на специальной стойке максимум с двумя полками сверху. Первые покупатели говорили, что им пригодились бы отверстия для проводов, подставки под канцелярию и опора, чтобы облокотиться.

Так у стола появилось много дополнительных аксессуаров: подлокотники, органайзеры, крючки. Чтобы не искать все эти детали по разным углам, собирая заказы, мы своими руками соорудили стеллажи из ДСП и фанеры. Так мы сэкономили на закупке конструкций под заказ.

Мелкие детали вроде крючков и органайзеров для проводов мы храним в небольших коробках или ведёрках. До самой высокой полки с товарами можно дотянуться без стремянки.

Стеллажи разделяются по принципу «заготовки» и «готовые изделия»

Заготовки — это детали, которые только вышли из-под станка и требуют доработки (например, будущие полки, органайзеры, держатели для книг). На стеллаж с готовыми изделиями они попадут после ручной шлифовки и проверки на брак. Только на этом этапе начнётся сборка стола.

С помощью сортировки мы снизили риск, что работник случайно укомплектует заказ, например, недоделанной полкой. К концу смены мы можем посчитать, сколько изделий успели сделать.

Все краски хранятся в закрытых вёдрах

Изначально мы не красили столы, но с развитием бизнеса стали делать столы в пяти цветах. Все краски должны храниться в металлических ящиках и закрытых тарах: так мы не нарушаем правила противопожарной безопасности, а сами краски при этом не пахнут и не могут пролиться, даже если случайно их опрокинуть.

Для окрашенных запчастей стоят отдельные закрытые стеллажи — чтобы защитить их от производственной пыли. Раньше мы хранили полки и столешницы в плёнке, но решили, что так только переводим материал и тратим время. Проще убрать их в шкаф.

На время упаковки останавливаем производство, чтобы было меньше пыли

Чтобы воздух в большом помещении всегда был чистым, нужна общая система аспирации — но она дорогая, поэтому у нас установлена локальная. Она не может удалить всю пыль, поэтому мы вынуждены помогать сами себе: как только начинаем упаковывать столы, сворачиваем на время все производственные процессы.

Упаковывать удобнее всего в картон

Два года мы упаковывали комплекты в стрейч-плёку, пузырьковую упаковку («пупырку») или обрешётку (каркас из деревянных досок). Затем перешли на сборные коробки из пятислойного картона, немного переделав конструкцию стола. На то было несколько причин:

  1. От пузырьковой упаковки отказались, потому что заворачивание отнимает много времени. К тому же её материалы не экологичны, а вот картон можно при желании сдать как макулатуру.
  2. Стрейч-пленка не подошла, потому что углы столешницы, обёрнутые в неё, часто выпирали и бились при транспортировке. В картонной коробке все они закрыты, а так как она подобрана точно по размеру комплекта, он не двигается внутри — это значит, что риск повреждения ниже.
  3. Обрешётка нам тоже не понравилась, потому что при региональных отгрузках клиентская доставка дорожала. Такой материал значительно увеличивал вес и объём.

Уже упакованные комплекты мы сортируем по трём стопкам у входа — в зависимости от логистической компании, которой будет отправлен заказ. Ещё один стеллаж стоит для столов, которые клиенты заберут самовывозом.

По материалам met-izdeliya.com