Какие задачи бизнеса решает сайт

2022-12-14 15:02:54 Время чтения 14 мин 461

Сайт — это представительство бизнеса в интернете.

Наряду с соцсетями, партнерскими программами, маркетплейсами и обычной рекламой. В статье разберемся, какие задачи бизнеса решает сайт, какой формат выбрать и как его разработать, чтобы не переплатить.

Для чего компании нужен сайт

Сайт позволяет рассказать о своем бизнесе или новом продукте большему количеству потенциальных клиентов. Он помогает удобно взаимодействовать с существующими покупателями, партнерами, сотрудниками. Около 90% бизнеса в России представлены в интернете. Это витрина бизнеса в интернете, которую можно оформить как угодно.

Вот чем может помочь сайт бизнесу.

Сформировать образ бренда. На сайте можно продемонстрировать компанию с лучшей стороны и подробно. Отобразить процессы, работников, сертификаты, технологии, локации, а также любой каталог товаров и услуг.

Рассказать о бизнесе максимально понятно. На сайте информация располагается последовательно, и ее всегда можно найти. Обычно при разработке выясняют, что важно потенциальным клиентам и партнерам. А потом это учитывается при проектировании.

Взаимодействовать с пользователями. От дизайна и удобства сайта во многом зависит пользовательский опыт — понравится ли клиенту на сайте, захочет ли он воспользоваться сервисом снова. Этот опыт можно постоянно анализировать и улучшать.

Привлекать новых клиентов и партнеров. Сайты рекламируют через контекстную рекламу, баннеры, продвижение в поисковиках и даже через традиционные каналы. Реклама в интернете может привлечь не только покупателей, но и возможных инвесторов, партнеров и работников.

Продемонстрировать результаты работы. Сайт позволяет разместить портфолио: описание решенных задач с фото, видео, текстом и любой графикой. Например, потенциальные клиенты и партнеры могут убедиться в опыте исполнителя.

Автоматизировать процессы и снизить затраты. Сайт дает возможность автоматизировать оплату и доставку, настроить самостоятельные заказы, а также оформление документов. Еще сайты можно интегрировать с другими приложениями, например с 1С и CRM-системами, чтобы облегчить учет продаж.

Зачем бизнесу сайт, если можно продвигаться в социальных сетях

Сайт и соцсети — это разные инструменты, которые решают разные задачи. Они дополняют друг друга, а не заменяют.

Для индивидуальных мастеров или микропредприятий иногда достаточно аккаунта во «Вконтакте». Фотографии своих работ и прайс можно выложить в рамках соцсети, а для маленьких магазинов есть модуль с каталогом товаров. Если предпринимателю хватает интерфейса соцсети, то разработкой сайта можно пока не заниматься.

Настраивать рекламу и выкладывать информацию на страницу можно и своими руками, а это сильно экономит бюджет. Такой бизнес может успешно продвигаться в соцсетях, и польза будет сопоставима с пользой от сайта или даже больше, чем от него.

Сайт — это базовый «филиал» компании в интернете. На нем отражены фундаментальные вещи и информация. А соцсети позволяют показать компанию в динамике, ее ежедневную жизнь и новости. В соцсетях покупатели могут следить за жизнью компании и получать быстрые ответы, поскольку формат любой соцсети — это публикации в обратном хронологическом порядке. И фотоальбомы, и темы в обсуждениях, и посты — все идет по порядку.

В соцсетях размещают новые работы, акции, обновления, события, кейсы. Плюс идет общение с покупателями и партнерами здесь и сейчас. Старую информацию найти нелегко.

На сайте заранее проектируется структура, которая позволяет быстро увидеть информацию о бизнесе, и она всегда будет на своих местах.

Формат соцсетей рассчитан на динамику, а сайт статичен.

Соцсети загоняют в рамки своего интерфейса, и там невозможно выложить информацию в той форме, которая этим форматом не предусмотрена. А на сайте можно сделать вообще все что угодно: и интерактивные модули, и графику, и любую последовательность информации.

Сайт — это нематериальный актив, принадлежащий компании по праву собственности. Закон защищает и фото, и видео, и тексты, и программы, и базы данных. Сайт даже можно продать.

Аккаунт в социальной сети принадлежит самой соцсети, а не бизнесу. Администрация может в любой момент изменить внутренние правила и стать неудобной для аудитории. Также страницы периодически банят, то есть перестают показывать, или вообще удаляют. Это происходит по многим причинам: например, из-за мошенников или вируса со страницы могла автоматически рассылаться реклама или неприличные сообщения. А еще социальную сеть могут заблокировать по распоряжению властей, и тогда все бизнес-наработки пропадут.

Еще многое зависит от целевой аудитории: какие категории людей покупают чаще всего, какие клиенты самые выгодные, кого надо привлекать, работает компания с частными лицами или с предприятиями.

В крупном производстве и в оптовой торговле нет нужды показывать ежедневную жизнь компании, там важнее цена, быстрая логистика и удобный личный кабинет. Социальные сети в таком случае используют для общения с сотрудниками и для корпоративной жизни. А партнеры и заказчики получают информацию через сайт.

При этом в сфере услуг B2B через корпоративные аккаунты в соцсетях будет эффективно публиковать кейсы, фото и видео работ, отчеты о достижениях и экспертные статьи.

Какие задачи бизнеса решает сайт

Чаще всего бизнесмены хотят привлекать новых клиентов, увеличивать продажи и прибыль. Чтобы к этой большой цели приблизиться, потребуется решить несколько отдельных задач.

Например, надо привлекать только нужных клиентов — которые покупают определенный объем или, например, находятся в конкретном регионе. Или требуются новые партнеры, чтобы масштабировать совместные проекты на разные города. Одна компания ищет новых дилеров, а другая формирует хорошую репутацию как работодатель, чтобы заинтересовать опытных работников.

Средние и крупные предприятия хотят снизить затраты и автоматизировать какие-то процессы. А кто-то стремится, наоборот, сократить количество обращений и отсечь всех не особо выгодных покупателей.

Вот некоторые типовые задачи, которые решает сайт.

Показывает всю информацию о компании. На сайте можно разместить информацию о бизнесе в любом объеме и структуре — и показать то, что важно узнать пользователю, например, чтобы принять решение, работать ли с компанией. Рамок нет, сейчас можно разработать любой интерфейс и функциональность, а для большинства типовых задач есть готовые решения и модули.

Продает товары и услуги напрямую. Интернет-магазины продают товары, а сайты с услугами предлагают онлайн-запись или бронирование. Пользователи сами оформляют заказ или записываются на прием, к мастеру, бронируют жилье или зал. То есть сайт — это круглосуточный продавец, который в состоянии одновременно обслужить десятки и сотни покупателей.

Личный кабинет на сайте оптового поставщика позволяет дилерам самостоятельно оформить закупку, указать все для доставки, а также выписать необходимые документы.

Генерирует поток клиентов в офлайн-точку: бар, салон, магазин. Сайт помогает офлайн-бизнесу решать свои задачи. Когда это обычные магазины, клиники, бары или салоны, сайт может показывать локации, экспертизу сотрудников, ассортимент услуг и товаров, прайс, схему проезда. Если это сеть точек, то на сайте может быть карта, адреса, режим работы и контакты.

Предприниматели показывают на сайте, почему именно к ним нужно прийти. Например, если целевые клиенты — автомобилисты, на сайте стоит рассказать про парковку. Если покупатели приходят с детьми — показать уголок для малышей, где они будут заняты, пока родителей стригут. Мебельный магазин может разместить фото выставочного зала и рассказать, что на диване лучше полежать перед покупкой и пощупать ткани для обивки.

Генерирует поток покупателей сложных услуг и товаров. Сложные товары и услуги невозможно рассчитать и продать онлайн и сразу. Например, это услуги бухгалтеров и юристов, веб-студий и так далее. Или сложные товары: промышленное оборудование, какие-нибудь уличные фонари по индивидуальному проекту, мебель или украшения на заказ.

Например, через сайт можно собирать контакты заинтересованных посетителей, а затем менеджер по продажам свяжется с клиентом и сможет ему что-то продать. Это реализуется через формы обратной связи наподобие «Получить консультацию», «Подробнее», «Пробный урок» и так далее.

Позволяет дилерам и клиентам самостоятельно оформлять закупку и документы. Оптовому покупателю удобно набрать себе товар и выписать счет прямо на сайте, не связываясь с менеджерами. Клиентам банков и страховых компаний нравится заполнять заявку или анкету самостоятельно, не обращаясь в колл-центр или офис.

Бизнесу это удобно, потому что снижает трудозатраты сотрудников, ведь клиенты обслуживают себя сами. Типовые вопросы решаются автоматически, а менеджеры подключаются только тогда, когда ситуация требует индивидуального согласования. Сайты решают такие задачи через личный кабинет и разные возможности для самообслуживания, например корзину для товаров, выбор способа доставки и так далее. Чем больше клиент делает сам, тем меньше потребуется вмешиваться в процесс менеджерам, что снижает затраты бизнеса.

Презентует товар, услугу или мероприятие. Эту задачу чаще всего решают с помощью лендинга или промосайта. Сайт позволяет структурно и последовательно рассказать и показать событие или новинку, а потом пользователь покупает, оставляет заявку или переходит на основной сайт компании.

Не каждому новому продукту нужен отдельный сайт — если у компании запускаются в продажу по 15 товаров в неделю, не нужно делать 15 лендингов.

Чаще всего отдельный сайт делают для флагманского продукта, на продажи которого есть упор. На основном сайте часто нет места, чтобы описать все преимущества и детали большого товара, показать его со всех сторон, а лендинг решает эту задачу. Это витрина одного продукта, услуги или события, все внимание уделяется только чему-то одному.

Демонстрирует портфолио. Портфолио мастеров и компаний можно выкладывать в специальных сервисах или на собственном сайте. 

Специальные сервисы и соцсети имеют свои ограничения: аккаунт не принадлежит пользователю, поэтому его могут заблокировать, если что-то пойдет не так. А еще придется подстраиваться под существующий интерфейс и возможности. Из-за этого не всегда удается показать свою работу в точности так, как хочется.

На своем сайте портфолио можно спроектировать именно так, как необходимо, и не подстраиваться под чужие форматы. А еще презентация готовых работ будет дополнять остальную информацию о компании, онлайн-модули, технологию работы и так далее.

Строитель выложит не только фото дома, но и чертежи, инфографику о том, сколько ушло материала, ускоренную съемку монтажа, а веб-дизайнер распишет кейс о том, как он создал макет сайта, и этим покажет свою экспертизу.

Отсекает ненужных клиентов. С помощью визуальных приемов или программных решений сайт поможет отсечь неинтересных покупателей.

Например, если выгодно торговать партиями, то минимальный заказ на сайте будет ограничен таким объемом. Если логистика работает только в пределах Москвы и области — поможет карта с зонами доставки. А высокая цена за дальние «концы» и наглядное отсутствие других городов отсечет неудобных клиентов.

Если товар или услуга сезонные и сроки не очевидны, сайт покажет, когда сезон, а когда — нет. И бизнесмен не будет по сто раз объяснять, что малина зимой не растет, а отдых в кемпинге — только с мая по сентябрь, когда на улице тепло и можно ночевать без отопления, потому что в летних домиках и палатках нет обогревателей. Это реализуется с помощью иконок, подсказок и других подходящих решений.