Патентный поверенный рассказал о перспективах регистрации личного бренда для физлиц и самозанятых

2022-06-30 04:50:08 Время чтения 5 мин 49

Патентный поверенный рассказал о юридических рисках регистрации российских брендов, схожих с иностранными. Эксперт также прокомментировал законопроект, разрешающий физлицам и самозанятым регистрировать собственные товарные знаки. Специалист считает, что эта инициатива поможет предпринимателям эффективнее работать над личными брендами и активно продвигать их.

– После того как ряд международных компаний приостановили работу в России, в Роспатент поступило несколько заявок на регистрацию товарных знаков, копирующих дизайн известных иностранных брендов. Например, предприниматель из Санкт-Петербурга подал заявку на оформление товарного знака «ИДЕЯ», выполненного в цветах и стилистике шведской компании «IKEA». Еще одна любопытная заявка – товарный знак «Дядя Ваня», использующий элементы, похожие на логотип международной сети быстрого питания «Макдоналдс». Как вы оцениваете эти идеи, с учетом действующего законодательства? Насколько корректно регистрировать товарный знак, похожий на известный иностранный бренд, приостановивший деятельность на территории России?

– Полагаю, что это не лучшая идея, так как гражданское право никто не отменял. А согласно ч. 6 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ («Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»), в качестве товарных знаков нельзя регистрировать обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в РФ в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Буду внимательно и с интересом следить за судьбой поданных заявок на регистрацию «брендов-паразитов», но уверен, что экспертиза Роспатента примет правильное решение, основанное на нормах действующего законодательства. Кроме того, российские правообладатели, владеющие такими брендами, как, например, «Газпром» или «Роснефть», наверняка бы возмутились, если бы европейские компании попытались зарегистрировать схожие товарные знаки.

– Недавно Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, разрешающий физическим лицам и самозанятым регистрировать товарные знаки. Как вы оцениваете данную инициативу?

– На данный момент регистрировать товарные знаки и владеть ими могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. И мы видим, что это востребовано. По данным Министерства экономического развития РФ, на конец 2021 года в России действовало 760 тыс. товарных знаков. А в первом квартале 2022 года Роспатентом зарегистрировано еще почти 15 тыс. брендов. Это на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Считаю, что если законопроект о расширении возможностей по регистрации товарных знаков будет принят, это существенно поможет увеличить узнаваемость предпринимателей, развивающих личный бренд, или специалистов, работающих по гражданско-правовым договорам. Предпринимателям будет проще продвигать личные бренды, а самозанятые смогут получить дополнительный инструмент для рекламы своих работ, товаров и услуг.

– В связи с последними изменениями международной ситуации механизм международной регистрации брендов по мадридской системе по-прежнему актуален?

– Да, Россия по-прежнему является участницей Мадридского соглашения. Это дает владельцам российских товарных знаков возможность обеспечить международную правовую охрану брендов в 124 странах – членах союза (среди них США, Китай, Германия, Италия, Белоруссия и Армения).

Отмечу, что соглашение предусматривает регистрацию товарных знаков как юридическими, так и физическими лицами. Таким образом, законопроект Минэкономразвития РФ, который мы обсуждали, дает возможность воспользоваться преимуществами мадридской системы российским индивидуальным предпринимателям и самозанятым. Конечно, предприниматели могут пройти этот процесс самостоятельно. Но я бы посоветовал обратиться к профессионалам – патентным поверенным, чтобы пройти процедуру регистрации без лишних сложностей и сэкономить время.