Работа над дизайн-концепцией мобильного приложения для сервиса персонализированных сказок MySkazka заняла 7 дней и подтвердила гипотезу: за такой срок реально создавать логичные концепции, отражающие ключевой сценарий.
Digital-агентство ZephyrLab почти десять лет проектирует и разрабатывает дизайн сайтов, приложений, сервисов и систем по методологии, которую сформулировал основатель компании Роман Квартальнов. В конце 2021 года внутри команды родилась гипотеза, что стандартный, первый, этап для всех проектов — этап создания дизайн-концепции, можно проходить в сжатые сроки, используя экспресс-методологию. Так появилось предложение «Дизайн-концепция за 7 дней» — своего рода демо-версия работы с агентством с тремя тарифами разной ценовой категории и разным набором итоговых результатов для клиента. Дизайн-концепции разрабатываются в рамках предложения на основе экспресс-аналитики.
Минимальный тариф предусматривает разработку одного варианта полноценной дизайн-концепции, в двух других тарифах результатом являются два варианта дизайн-концепции и презентация, дополнительно в рамках самого дорогого тарифа клиент к концепциям и презентации получает кликабельный прототип.
Гипотезу необходимо было протестировать, первым клиентом, получившим услугу в новом формате, стал сервис MySkazka.
Образовательный сервис MySkazka позволяет получать по подписке несколько видов персональных сказок для дошкольников: терапевтические, образовательные и волшебные. Сказки пишут профессиональные детские психологи и авторы, а для озвучивания используется синтез речи от группы компаний ЦРТ, входящей в экосистему Сбера. В России проект работает с 2020 года, в 2022 году было принято решение выходить на западные рынки. В рамках существующего продукта реализовать планы не представлялось возможным — было сложно внедрять новые опции, а дизайн был рассчитан только на родителей. Требовались значительные доработки. Прежде всего, запуск рекомендательной системы контента, которая подбирает ребенку релевантные сказки и игры на основе его активности — она была одним из ключевых моментов защиты проекта в «Сколково». Плюс, была необходимость добавить отдельные личные кабинеты для родителя и ребенка с новыми возможностями. Например, в личный кабинет родителя планировалось добавить возможность отслеживания активности ребенка, его взаимодействие с играми и рекомендации от психологов. Результатом доработок должна была стать удобная для пользователей всех возрастов дизайн-концепция.
В целом для дизайнеров в обновленной методологии поменялось только то, что мы были более внимательны к затраченным на реализацию часам. Получился дизайн-спринт, когда необходимо уложиться с очередной итерацией в дизайне в строго обозначенный часовой блок. Нам и ранее приходилось визуализировать гипотезы в короткие сроки, но в этих случаях мы работали на результат, а здесь появился ещё один критический параметр — сроки. И должен сказать, что результат превзошел ожидания. Очень понравилось, что мы работали по данным от продуктовой команды MySkazka, производственная команда «Зефира» была только косвенно знакома с продуктом и, несмотря на сжатые сроки, мы смогли предложить несколько сильных гипотез для возможной реализации в сервисе в будущем. На клиентской защите выяснилось: некоторые из них пересекались с гипотезами из бэклога клиента, что свидетельствует о том, что экспресс-методология работает — мы не только визуализируем гипотезы клиента, но и приходим с новыми.
К старту проекта клиент уже собрал множество аналитических данных и у него было примерное понимание того, как должно выглядеть приложение.
Процесс работы был выстроен на основе очень коротких спринтов, некоторые длились всего несколько часов. Одним из нововведений стало совместное обсуждение результатов отдельного этапа — каждый участник проекта был в курсе статуса исследований и дальнейших шагов, получал обратную связь.
После того как были определены ключевые сценарии и спроектирован функционал, два дизайнера собрали референсы по стилистике и подготовили две дизайн-концепции с интерактивными прототипами.
Для команды MySkazka результаты работы оказались даже выше ожиданий — помимо приложения мы получили значительное количество материалов, с которыми будем двигаться дальше, и заряд положительных эмоций.
Методология, по которой работает ZephyrLab, в 99% случаев позволяет попадать в желаемый результат и даже превосходить ожидания клиента. А вот гипотеза о том, что методологию можно без изменений использовать в рамках проекта со сжатыми сроками не подтвердилась, что стало понятно достаточно быстро.
Например, в рамках экспресс-проекта аналитики не проводят глубинное исследование, а опираются на массив данных, предоставленных клиентом. Изначально к работе над приложением приступил ведущий аналитик, и, спустя короткое время, обнаружилось, что он оверквалифайд в условиях, когда не требуется всеобъемлющее исследование. Для сохранения общего комфорта в проект ввели другого аналитика с меньшим уровнем экспертности, достаточной однако для завершения изысканий. На будущее же было принято решение, что с подобными проектами должны работать сотрудники, которые меньше других привыкли работать по классической методологии. и быстрее адаптируются к новым условиям.
Главный вывод: необходимо определяться со всеми фишками и концепциями на этапе брейншторминга, когда происходит постановка задачи и обработка информации. Работать по принятой схеме, но сократить количество внутренних встреч и обсуждений — в рамках проекта на это ушло 22 часа.
С первого раза агентству не удалось сделать проект коммерчески выгодным — затраты существенно превысили запланированные, в связи с возросшим количеством часов, потраченных сотрудниками на проект. Тем не менее, в процессе работы были созданы две концепции и прототип, где отразилась айдентика приложения. Это стало следствием желания прийти к результату, а не сохранить финансовые показатели.
Для MySkazka работа над новым приложением ознаменовала важный этап развития, на котором была полностью пересмотрена механика взаимодействия пользователя (ребенка и родителя) с приложением. Были визуализированы идеи заказчика по развитию продукта, и созданы инструменты для общения с инвесторами.
Агентство же в рамках пилотного проекта смогло доработать методологию и доказать, что создавать логичные и удобные дизайн-концепции за 7 дней — реально. С такой концепцией любой новый клиент может оперативно проверить гипотезы, увидеть реализацию и принять решение о начале полноценной работы с ZephyrLab.
Наш продукт существует на рынке уже 1,5 года. За это время мы пришли к тому, что необходимы глобальные изменения касательно интерфейса, так как мы растем и планируем много новых фич. Поэтому встал вопрос о ресурсах: как стартапу сделать новую дизайн-концепцию в короткие сроки, ведь это повлечет за собой дополнительный найм в штат UX/UI-аналитика, продуктового дизайнера и, конечно же, менеджера проекта, который этим займется. Так как это долго, дорого и трудозатратно мы обратились в ZephyrLab.Полное погружение в продукт, дотошный брифинг, гипотезы «на ходу» — то чем нас удивила команда. После первого же созвона, мы были в полной уверенности что выбрали правильного подрядчика.В итоге мы получили не одну, а целых две дизайн-концепции в очень короткие сроки, а команда учла все нюансы, которые для нас очень важны.
Сервис персонализированных сказок MySkazka (клиент)
CEO: Иван Глушков
Product manager: Татьяна Гришина
Digital-агентство ZephyrLab (исполнитель)
Руководитель проекта: Надежда Ноженкова
Арт-директор: Дмитрий Уколов
Ведущий аналитик: Инна Кажанова
Аналитик: Роман Чучилин
Ведущий дизайнер интерфейсов: Валерия Жарова
Дизайнер интерфейсов: Юрий Шаталов
Директор по развитию бизнеса: Наира Милкус
Аккаунт-менеджер: Евгения Зиновьева
Руководитель проектного офиса: Эльгина Валиева