Ильнур Мухтов о метавселенных и можно ли на них заработать

Продажи виртуальной недвижимости в 2021 году превысили $500 млн. Звучит непривычно, но на ажиотаже можно заработать, хоть эти возможности и рискованны.

Технологические гиганты друг за другом начинают разрабатывать свои метавселенные, программы или шлемы виртуальной реальности. Реальностью становятся смелые мечты фантастов, а это само по себе интересно с точки зрения вложений и будущего роста. Вопрос в другом: какие есть варианты для инвестиций и стоят ли они внимания?

Чтобы разобраться, мы попросили прокомментировать тему трейдера, предпринимателя и бизнес-блогера Ильнура Мухтова.

Статья не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Что такое метавселенные

Под конец 2021 года компания Facebook провела ребрендинг, превратившись в Meta. Смена названия отражает новую стратегию корпорации — теперь ей интересно развивать цифровую реальность, она же метавселенная. На словах возможности цифровых миров безграничны: можно виртуально посетить музей или сходить на концерт. В условиях вирусных ограничений идея кажется перспективной.


По логике создателей Horizon Worlds станет и пространством для работы. Изображение theverge

Чтобы лучше понять этот феномен, вспомним как работают метавселенные.


  1. Это пространство в виртуальной реальности, которое действует на постоянной основе. Туда буквально можно зайти в любой момент.
  2. Внутри вселенной действует свой свод правил. Например, кто-то создаст свой город и дальше она будет развиваться по устойчивым законам. Возможно, «построят» здания, появятся новые кафе или пойдет дождь — основа не меняется.
  3. В современном контексте метавселенная невозможна, как минимум, без очков виртуальной реальности — VR. Чтобы цифровой мир работал, по нему нужно передвигаться и наблюдать собственными глазами.


Facebook не изобрел метавселенную, и они не единственные игроки на этом рынке. Цифровые вселенные неплохо монетизируются, в первую очередь за счет недвижимости. В 2021 году объем продаж виртуальной недвижимости в крупнейших метавселенных достиг $501 млн. С учетом мощностей Meta — над проектом собственной вселенной работает 10 тыс. человек — рынок может превысить $1 млрд по итогам 2022 года. По крайней мере, так считают аналитики MetaMetric Solutions.

Грубо говоря, метавселенную можно назвать олицетворенным интернетом. Сейчас мы взаимодействуем с сайтами через посредника — экран, но в будущем он может и не понадобится. У каждого будет аватар, который и будет представлять человека в новой версии интернета. Раньше покупали сайты, а завтра начнут виртуальную недвижимость. Впрочем, почему завтра?

Совсем недавно известный банк JPMorgan Chase открыл представительство на мета-платформе Decentraland.

Офис JPMorgan Chase в метавселенной. Скриншот businessinsider.com

Виртуальный филиал назвали Onyx Lounge и пока это просто витрина. Открыть карту или взять кредит не получится, зато на первом этаже офиса гуляет тигр, а на портрет генерального директора банка Джейми Даймона. На втором этаже можно послушать лекцию экспертов JPMorgan рассуждающих о пользе приктовалют. На этом все.

Традиционные акции

Ильнур Мухтов: наиболее доступный вход — инвестировать в публично торгуемые компании, чьи бизнес-модели или прибыльность привязаны к метавселенным. Рассмотрим основных игроков

Динамика стоимости акций FB за год. График tradingview

Meta Platforms Inc (NASDAQ: FB). Про них уже говорили. С момента анонса Meta выпустила платформу метавселенной виртуальной реальности Horizon Worlds. К февралю 2022 года количество ее пользователей превысило 300 тыс. Также у Meta есть собственное устройство для погружения в виртуальную реальность — Oculus Quest 2.


Будущее Meta и оптимизм инвесторов теперь зависят от развития Horizon Worlds. Компания крайне нервно относится к любым негативным новостям. Уже был прецедент виртуальных домогательств, на который отреагировали моментально.

Динамика стоимости акций RBLX за год. График tradingview

Roblox (NYSE: RBLX). Если Horizon Worlds еще предстоит развиться, то Roblox — уже состоявшаяся платформа. Это метавселенная, которая позволяет геймерам создавать виртуальные миры и делиться ими с другими пользователями. Roblox создана в 2006 году как экспериментальный проект, а сейчас демонстрирует почти 50 млн активных пользователей ежедневно.

Есть и настораживающий момент. Проект увлек 9,5 млн разработчиков, выручка стабильно растет, но Roblox все равно убыточен. Акции убыточных компаний волатильны по определению, но это еще не гарантирует стремительный рост в будущем.

Динамика стоимости акций BA за год. График tradingview

Boeing (NYSE: BA). Да, это тот самый Boeing. Компания не планирует создавать общедоступную метавселенную, технология нужна для расширения и улучшения производственных возможностей. Подразумевается, что люди смогут общаться и сотрудничать по всему миру, а виртуальные помощники в этом помогут.


Принципиально бизнес Boeing не изменится, просто станет более технологичным.

Динамика стоимости акций MSFT за год. График tradingview

Microsoft (NASDAQ: MSFT). Компания планирует создать виртуальную надстройку для Microsoft Teams — сервиса совместной работы. Дополнение к популярной позволит создать персонализированные аватары и сотрудничать в голографической 3D-среде. Пользователь выглядит как цифровое реалистичное представление самого себя с возможностью взаимодействовать с членами команды. Звучит интересно, но есть и тревожная новость.


Под Microsoft Teams разрабатывалось собственное VR-устройство, но работу над ним прекратили. Релиз виртуального пространства планировался на 2022 год, но как он будет работать без VR? Пока непонятно.

Виртуальные предметы, включая недвижимость

Ильнур Мухтов: здесь важно помнить две вещи: будущее самих метавселенных пока неясно и все, что с ними связано может обесцениться. Следующий фактор, который может смутить — метапредметы продаются в формате NFT, следовательно, в расчетах применяется своя криптовалюта. Иными словами, в закрытой среде применяются свои формы расчета, на которые нужно поменять реальные деньги. Т.е. это инвестиции для энтузиастов, готовых к риску.


Алгоритм приобретения будет следующим:


  1. Создать криптовалютный кошелек на платформе, поддерживающей транзакции с нужной метавселенной. Уважающая себя «вселенная» указывает эту информацию на своем сайте.
  2. Дать разрешение метавселенной на транзакции с кошелька. По такому же принципу действуют безналичные расчеты в приложениях для заказа такси.
  3. Как только покупатель определится с нужным участком земли или другим предметом, потребуется приобрести токены покупки и сохранить их в своем цифровом кошельке. Тип токена или монеты, которые потребуются для выполнения транзакции, зависит от платформы метавселенной. Например, чтобы приобрести цифровую землю в Decentraland, потребуются токены MANA.
  4. Если криптовалюты хватает для покупки, она спишется. Взамен пользователь получит NFT, доказывающий его право на владение предметом.


А что делать с предметами дальше? Пока наиболее популярный сценарий — купить и ждать, пока подорожает. Возможность сдать виртуальную недвижимость в аренду трудно рассматривать серьезно. В виртуальном мире бесконечно много места, его хватит на всех и аренда возможна в крайне ограниченных сценариях.

Криптовалюта метавселенных

Ильнур Мухтов: если метавселенные используют криптовалюту, почему бы не вложиться в нее? Их можно обменять на другие криптовалюты или фиатные деньги. Некоторые криптовалюты метавселенной также позволяют их владельцам голосовать за решения в рамках платформы, например, куда лучше инвестировать или какие новые функции следует выпустить в первую очередь.


Теоретически, по мере роста стоимости цифровых активов будет расти и стоимость связанных с ними токенов. Ключевое слово — теоретически. Чтобы поддерживать собственную привлекательность, некоторые метавселенные сжигают часть токенов, которые используют для покупки цифровых активов.


Далее приведены токены метавселенных, перечисленные в порядке убывания по размеру рыночной капитализации. Все варианты рискованные и должны рассматриваться как спекулятивные инвестиции. Никогда не вкладывайте в них деньги, которые жалко потерять.

Динамика стоимости MANA за год.График coinmarketcap

Decentraland (MANA) — $4,5 млрд. Токен MANA поддерживает метавселенную Decentraland и используется в качестве средства обмена на рынке платформы.



Динамика стоимости SAND за год. График coinmarketcap

Sandbox (SAND) — $3,2 млрд. Токен SAND выдают участникам альфа-тестировании платформы Sandbox. Токены SAND также можно приобрести на цифровых биржах. Владельцы SAND могут использовать его для покупки цифровых товаров и услуг, голосовать за предлагаемые инициативы в рамках Sandbox.




Динамика стоимости AXS за год. График coinmarketcap

Axie Infinity (AXS) — $2,9 млрд. В отличие от MANA, токен AXS от Axie Infinity является токеном управления. Те, кто владеет AXS, смогут голосовать за предлагаемые решения, которые повлияют на экосистему Axie Infinity, в том числе на то, как расходуются средства в казне сообщества. В будущем планируется модифицировать токен AXS, чтобы его можно было использовать для покупки цифровых товаров и услуг на Axie Infinity.

Динамика стоимости ENJ за год. График coinmarketcap

Enjin Coin (ENJ) — $1,2 млрд. Enjin начинался как платформа для общения геймеров, позже дорос до оператора NFT для игровых разработчиков. Enjin уникален тем, что его собственный токен ENJ как бы встроен в каждый NFT. По задумке, это позволит системе поддерживать саму себя.


Как отметил Ильнур Мухтов, метавселенные — новая технология. Пока она больше обещает, чем дает. На нее обратили внимание крупные технологические компании, а перспективы весьма интересны. Однако стоит помнить: внутренняя экономика цифровых миров регулируется совестью ее создателей. Уже это делает любые вложения рисковыми, хоть и перспективными.