Современный маркетинг представляет собой комплексный подход, так как постоянно появляются новые каналы продвижения, а также развиваются уже существующие. Бизнес использует омниканальность как в онлайн-, так и в офлайн-среде. Разработка маркетинговой кампании учитывает разные точки касания с аудиторией, поэтому не ограничивается одним каналом и инструментом продвижения.
В зависимости от задач бизнеса и целей кампаний выбираются ATL-, BTL- и TTL-подходы к рекламе. В этой статье мы разберём, что означает каждый из них, рассмотрим их преимущества и недостатки, а также поможем определить, какой из этих вариантов лучше всего подходит для вашего маркетинга.
Above the Line (ATL) — это маркетинг «над чертой», подход, ориентированный на продвижение через высокоохватные каналы, такие как телевидение, радио, печатные издания и наружная реклама. Основная особенность ATL заключается в том, что оффер распространяется среди широкой аудитории без точечного таргетинга.
Цель ATL — охватить как можно большую аудиторию. Так повышается узнаваемость бренда, потому что складывается впечатление, что о продукте говорят везде.
Below the Line (BTL) — маркетинговый подход, означающий продвижение «под чертой», то есть кампании, ориентированные на конкретную аудиторию. Здесь подключается персонализация и подстройка под каналы коммуникации, которые удобны пользователю.
Цель BTL — построить индивидуальную линию общения с каждым клиентом, чтобы привести его к покупке, в том числе с применением data-driven подхода. Для этого применяются емайл, push уведомления, SMS, рассылки в мессенджеры. Также BTL проводит кампании через другие каналы маркетинга: промо-мероприятия, дегустации в точках продаж и так далее. В процессе формируется база клиентов или ведётся работа с уже существующими пользователями для повышения их вовлечённости.
Какие бывают BTL-кампании:
Through-the-Line (TTL) — маркетинговый подход «через черту», объединяющий элементы ATL и BTL. Этот метод сочетает массовый охват и персонализированное взаимодействие, используя лучшие практики обоих подходов.
Основная особенность TTL — интеграция маркетинговых коммуникаций через взаимосвязанные каналы. Офлайн-контакт плавно перетекает в онлайн и наоборот, создавая единый пользовательский опыт.
Примеры TTL-кампаний:
Так как TTL объединяет ATL и BTL, его преимущества и недостатки зависят от формата конкретной кампании. Однако именно синергия этих подходов даёт возможность создавать самые креативные маркетинговые решения.
Важно понимать, что TTL-стратегия сложна в реализации. Её эффективное применение требует значительных ресурсов и экспертизы, поэтому этот подход подходит для амбициозных брендов, готовых к масштабным интегрированным кампаниям.
Чтобы определить, какой из подходов больше всего подходит для вашего бизнеса, нужно пройти три основных этапа:
1. Правильно определить цели кампании: повысить узнаваемость, вовлечь аудиторию в коммуникацию с брендом, увеличить продажи и так далее.
2. Проанализировать ресурсы. Важно оценить рентабельность кампании и возможности бизнеса для её реализации. Например, не каждый маркетинговый бюджет позволяет снять видеоролик и разместить рекламу на телевидении.
3. Определить целевую аудиторию для кампании. Здесь учитывается клиентская база, данные о пользователях, которые уже есть. В сочетании с целями принимается решение, на какой охват аудитории будет запускаться реклама: массовая с ATL-подходом, узконаправленная с BTL или микс, когда применяется TTL. Здесь же будут понятны каналы коммуникации. Например, более молодая аудитория вряд ли увидит вашу рекламу в телевизоре, а возрастная — на YouTube.
При реализации одного из методов важно постоянно анализировать и оптимизировать кампании, чтобы улучшать результаты. В условиях постоянного развития digital-инструментов нельзя оставаться на одном месте — необходимо адаптироваться и использовать новые возможности.
Искусственный интеллект продолжает внедряться в маркетинг: применяется для поиска идей, создания контента, сбора и обработки данных пользователей. Внедрение AI в ATL, BTL, TTL усилит рекламные кампании и упростит их создание.
Омниканальный маркетинг. Внедрение бесшовного перехода между каналами коммуникации постепенно размывает границы между ATL, BTL и TTL, открывая новые возможности для их интеграции и повышения эффективности маркетинговых кампаний.
Усиление персонализации. С ростом конкуренции умение предложить клиенту наиболее подходящее решение становится не просто преимуществом, а необходимостью. Поэтому компании активно внедряют IT-инструменты, а задачи сбора и обработки данных, а также рассылок всё чаще решаются с помощью автоматизации маркетинга. Это не только упрощает процессы, но и улучшает персонализацию, делая взаимодействие с клиентами более точным и эффективным.
Расширение возможностей виртуальной и дополненной реальности. VR и AR трансформируют ATL, BTL и TTL-кампании, расширяя их границы за счёт использования не только онлайн, но и офлайн-каналов. Эти технологии создают wow-эффект и уникальный клиентский опыт, который усиливает восприятие бренда и влияет на принятие решения о покупке. Например, функция виртуальной «примерки» мебели позволяет покупателю заранее увидеть, как предмет будет выглядеть в его интерьере. Это значительно увеличивает вероятность покупки.
Развитие голосового поиска и смарт-колонок меняет стратегии ATL, BTL и TTL, заставляя маркетологов адаптировать кампании под этот канал получения информации. Коммуникация становится более простой и разговорной, чтобы максимально попадать в запросы пользователей.
ATL — реклама, ориентированная на массовую аудиторию через ТВ, радио, СМИ без чёткого таргетирования.
BTL — кампании, направленные на определённые сегменты с возможностью персонализации. Реализуются через email-маркетинг, push-уведомления, SMS, сообщения в мессенджерах, а также офлайн-мероприятия.
TTL — комбинированный подход, объединяющий инструменты ATL и BTL для создания интегрированных маркетинговых кампаний.
Необходимый способ выбирается исходя из целей, охвата аудитории и возможностей рекламного бюджета. Для создания рекламных кампаний активно используются AI, data-driven подход для персонализации, AR, VR, омниканальность и возможности голосового маркетинга. Платформа CDP Altcraft помогает в реализации таких стратегий, обеспечивая сбор и анализ данных, сегментацию аудитории и автоматизацию маркетинговых коммуникаций.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами:)