В середине апреля в Москве стартовал новый деловой сезон экспертного клуба «Семья и корпоративная среда». В рамках деловой программы конгресса «Точки роста в бизнесе» 16 апреля в Four Seasons Hotel Moscow состоялась закрытая секционная встреча «Семья и карьера: баланс в условиях неопределённости. Лучшие корпоративные практики», посвящённая вопросам баланса между профессиональной деятельностью и семейной жизнью сотрудников как стратегическому элементу корпоративной культуры.
Тематика мероприятия была сформирована на основе опроса участников экспертного клуба «Семья и корпоративная среда». Интеграция семейных ценностей в корпоративные практики является предметом системного обсуждения на заседаниях клуба. В ноябре 2024 года нашей командой проведён воркшоп с участием более 30 топ-компаний страны, в ходе которого были проанализированы разнообразные кейсы, подтвердившие актуальность семейноцентричного подхода в современном российском бизнесе. Инициатива создания экспертного клуба «Семья и корпоративная среда», реализованная в декабре 2024 года хабом семейных проектов и программ «Семья 3.0», ESG-клубом «Сколково» и образовательно-консалтинговым центром Smart Country («Умная страна»), направлена на масштабирование и тиражирование лучших практик семейных корпоративных программ в российских компаниях.
В апреле 2025 года встреча клуба «Семья и корпоративная среда» объединила членов советов директоров, вице-президентов и HR-директоров ведущих российских компаний, а также экспертов в области психологии и социологии. Каждый спикер представил экспертную позицию по вопросам баланса между работой и семейной жизнью.
О важности поддержки ментального здоровья рассказала Лариса Паутова, доктор социологических наук, управляющий директор ФОМ. По её словам, исследования ФОМ, ВШЭ и Института психологии показывают, что сегодня порядка 35-42% россиян отмечают высокий уровень тревоги в своем окружении, сталкиваются с депрессией и хроническим стрессом. В качестве рекомендации Лариса Паутова советует работодателям обратить внимание на укрепление опоры на семью, в том числе, на помощь сотрудникам в заботе о себе, своих близких и своем здоровье.
«Основная причина стресса и тревоги - не работа или карьера, главным триггером становится беспокойство о благополучии семьи и здоровье близких, а работа и карьера – напротив воспринимаются как остров спокойствия».
Анастасия Горелкина, заместитель председателя совета директоров АО ХК «СДС», член совета директоров КАО «Азот», вице-президент, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), поделилась кейсом успешного внедрения семейноцентричности, как принципа ответственной корпоративной политики в «СДС и партнеры». С 2024 года в компании введена практика выплат по 1 млн рублей за каждого нового ребёнка в семье сотрудника, включая приёмных детей – всего за один год эта программа расширена с 1 до 13 компаний.
«Безусловно, мы говорим о том, что не надо думать — сейчас рожать или потом. Потому что мы все понимаем, что можно долго оттягивать это решение, а потом просто не получается. Чтобы не было такого выбора, мы говорим: рожайте, мы поддержим. И возвращайтесь потом на предприятие, мы вас всегда примем».
Елена Речкалова, Член Советов директоров и РК (10 компаний и банков), ex бизнес-лидер Retail банков ТОП-5, Генеральный директор «Женщины в Советах директоров», считает, что, когда человек счастлив, то выбор между семьёй и карьерой не стоит: проблема возникает только при неудовлетворённости одной из сфер.
«Семья и карьера — это не враги, это друзья. Вопрос не в разделении, а в соединении. И карьера должна быть не вопреки семье, а для семьи. Потому что карьера дает деньги, дает развитие, дает стремление, дает цели. Наша карьера — это уникальный путь уникальной личности. Мы должны себя строить для того, чтобы быть интересными этому миру. Не надо быть идеальной, надо быть настоящей, и тогда вы приобретете карьеру и опору внутри себя».
Ольга Твердохвалова, руководитель сектора молодежных проектов Центра развития карьеры Правительства Москвы рассказала о том, как поддерживается баланс работы и личной жизни сотрудников в госсекторе. По её мнению, удержание кадров возможно только через гибкость, поддержку и интеграцию работы с личной жизнью сотрудников, внедрение корпоративных мероприятий и профессиональных сообществ, включающих семьи сотрудников.
«Чтобы нашим сотрудникам было комфортно работать, мы делаем программы для обучения и развития, оказываем поддержку сотрудникам и руководителям, работаем над программами практик и оплачиваемых стажировок для молодых специалистов».
Илья Зафранский, вице-президент по персоналу компании «Азбука вкуса» рассказал о ключевых факторах HR-политики компании в своём докладе «Азбука вкуса с заботой о семье». HR- политика компании ориентирована на баланс работы и личной жизни, ментальное здоровье и вовлечённость, поэтому главная миссия HR в компании –создать пространство, где сотруднику всегда протянут руку и помогут ему сделать шаг к развитию.
«Мы внедрили программу «Азбука счастья», включающую 5 направлений: «Азбука здоровья», «Азбука добра», «Азбука команды», «Азбука финансов» и «Азбука возможностей». Все, что касается каждого из этих фокусов, практически во все инициативы мы приглашаем сотрудников с семьями».
Оксана Белайчук, исполнительный директор ПАО «Сбербанк» рассказала о комплексной программе поддержки семьи «Сбер для детей и родителей» и сообществе «Детство без границ», которое помогает родителям, которые воспитывают детей с инвалидностью, получить экспертную и психологическую поддержку, обменяться опытом, увидеть вдохновляющие примеры в корпоративной команде.
«Поддержка семьи – это, в первую очередь, поддержка внутренней мотивации, а значит, и бизнес-эффективности. Новые технологии и инструменты HR-аналитики позволяют нам глубже понимать потребности родителей и детей Сбера и открывать новые возможности, чтобы гармонично сочетать семью и работу».
Наталья Пичугина, директор по персоналу АО «Гринатом», поделилась с участниками мнением, что баланс между работой и семьей напрямую связан с эффективностью. Забота о сотрудниках и семьях способствует не только повышению качества жизни, но и достижению высоких показателей эффективности и реализации стратегических задач компании. При этом в условиях удаленной работы, которая охватывает более 60% сотрудников, компания уделяет особое внимание человеческому фактору.
«Руководитель должен своевременно замечать, когда сотруднику трудно справляться с задачами или он испытывает трудности в поддержании баланса между работой и личной жизнью. Наша задача — помочь перераспределить обязанности, обеспечить поддержку и вернуть сотруднику контроль над ситуацией».
Анна Сиднякова, ментор и участник команды «Вдохновители.ру», совладелец консалтинговой компании «Topologya», экс-директор по персоналу и организационному развитию Desport рассказала о практике заботы о родителях в спортивном ритейле. В low-сегменте, с которым она работает вот уже 17 лет, возможны не только бюджетные, но и эффективные HR-решения. В качестве примера она привела успешный кейс: финансовый отдел, в котором на индивидуальных графиках продуктивно работает 80% мам в декрете.
«В low-сегменте особенно важно находить умные решения, где забота о людях сочетается с финансовой эффективностью бизнеса. При ограниченном бюджете можно создавать эффективные программы поддержки семьи, которые повышают лояльность сотрудников, не снижают производительность и окупаются для компании».
Сегодня реализация концепций work-life blend приобретает все большую значимость, помогая находить эффективные решения и адаптировать бизнес-стратегии к текущим вызовам. Подводя итоги нашей встречи, хочется отметить, что, не смотря на разные мнения и зачастую противоположные точки зрения, все участники встречи сходятся в главном: гибкое совмещение работы и личной жизни становится новым стандартом корпоративной культуры, а семейноориентированные HR-практики повышают вовлеченность сотрудников и снижают текучесть кадров.
Впереди членов экспертного клуба ждут новые встречи - на них мы продолжим обсуждение вопросов, связанных с корпоративными программами поддержки семьи, семейноцентричностью бизнеса и будем делиться практикой внедрения таких программ.