Пирамида спича: как использовать уровни Роберта Дилтса для убеждения аудитории

2019-06-12 17:27:17 2421
Нужно быстро научиться или обучить сотрудников созданию презентаций для публичных выступлений? Возьмите книгу SpeechBook Алексея Андрианова. Час понадобится, чтобы ее прочитать и взять главное: пирамиду спича, метод недирективного воздействия на аудиторию и правила разработки бизнес-презентаций. VisualMethod рассказывает, как пользоваться этой книгой-тренажером.


Что полезного в книге SpeechBook?

Пирамида спича

Когда вы разрабатываете презентацию для доклада на конференцию или другое мероприятие, помните, что аудитория обычно не мотивирована соглашаться с каждым вашим словом.

Это нормально — у каждого свой опыт и убеждения. До того, как сказать «Сделайте это…», автор рекомендует подготовить аудиторию. Для этого он дает пирамиду cпича. Опытные менеджеры могут в ней узнать пирамиду логических уровней Роберта Дилтса.

Пирамида спича по Алексею Андрианову

  • Уровень окружения. Чтобы настроить аудиторию, достаточно пары фраз о том, что окружает слушателей. Фразы должны быть очевидны и понятны для всех присутствующих. Например: «Коллеги, сегодня середина месяца, мы собрались обсудить результаты» или «Друзья, сегодня мы в этой аудитории вместе разберем кейс компании…».‍
  • Уровень поведения. Кратко скажите о действиях аудитории. Действие формулируйте в глаголах в настоящем времени: «делаем», «решаем», «меняем». Например: «Ежедневно мы встречаемся с клиентами» или «Рыночная ситуация меняется каждую минуту».‍
  • Уровень способностей. Предложения этого уровня отражают вашу оценку озвученных действий. Говорите прилагательными: «быстро», «здесь лучше — там хуже», «ниже» и т. д. Примеры: «Результаты у подразделений разные, вот рейтинг» или «Этот продукт вышел на рынок за 3 месяца, а в этот раз лонч растянулся на год».‍
  • Уровень ценностей и убеждений. Переходный от уровней низшего порядка к сущностям. Одного короткого предложения хватает, чтобы обозначить ценность. Слова-маркеры: «Верим», «Важно», «Главное», «Ценно», «Любим». Например, «Нет ничего важнее независимости компании» или «Я верю, что этот подход поможет победить конкурентов».‍
  • Уровень идентификации. Самый короткий в речи. К какой группе вы относите присутствующих? «Мы — HRы», «Мы — продавцы», «Мы — инвесторы», «Мы — маркетологи». Вспомните, для кого вы создали презентацию для конференции или оцените, кто перед вами. Возможно, появится еще более мощная идентификация «Мы — эксперты по продаже уникального оборудования».
  • Уровень миссии. Именно здесь нужно говорить о том, ради чего все делается. Напомните аудитории об этом и активизируйте ее к действию. «От нас сегодня зависит, какой будет завтра компания», «Ради запуска новой технологии для лечения детей», «Чтобы наши родные жили в достатке» — вот несколько примеров.‍
  • Скоростной спуск. Только после того, как вы подняли аудиторию по всем уровням, можно призывать к действию. Что вы хотите, чтобы аудитория сделала? Немного повысьте свой голос и скажите это. Начните с глагола в повелительном наклонении.

Недирективное воздействие

Какое еще недирективное воздействие? Есть цифры, данные, графики! Безусловно, но их достаточно только для одной части полушария, а человек принимает решение еще и на эмоциональном уровне. Чтобы активизировать, нужно обратиться к репрезентативной системе слушателя, дать возможность аудитории представить вашу информацию у себя в голове. Лучше всего с этим справляется история, потому что она помогает слушателю найти примеры из своего опыта и совместить их с данными во время презентации.

Помните знаменитое выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета? Он рассказал три истории из своей жизни, обосновывая свою позицию и свой призыв к действию для слушателей. Используя только язык бизнеса, этого эффекта добиться невозможно. Мы принимаем решение мозгом, но пропускаем их через эмоции. История быстро поднимает слушателя на уровень личных ценностей.

Для подготовки презентации для публичного выступления с историей автор предлагает использовать структуру:

  • Вступление
  • Персонаж
  • Завязка (проблема, кризис, препятствие)
  • Нарастание напряжения
  • Кульминация
  • Развязка

Логика бизнес-презентации

Логика бизнес-презентации зависит от ее цели, предмета обсуждения, целевой аудитории и контекста. Автор предлагает две схемы, которые в общих случаях сработают. Это последовательности «Прошлое-настоящее-будущее» и «Проблема-предложение-план». Логические цепочки часто применяются в презентациях VisualMethod.

Структура схемы «Прошлое — настоящее — будущее»


Структура схемы «Проблема-предложение-план»

Больше обзоров полезных книг и советов по разработке бизнес-презентаций мы подготовим для Sostav.ru от блога VisualMethod. Читайте на сайте или оформляйте подписку, чтобы создавать хорошие презентации для вашего бизнеса. Пишите, что интересно Вам и мы соберем нужную информацию в следующих постах.