КБГУ: тренинг для будущих технологических предпринимателей

2024-04-16 21:48:33 Время чтения 8 мин 44

Как молодому человеку получить знания о технологическом предпринимательстве? Такую возможность студентам на постоянной основе предоставляет Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, где действует «Предпринимательская точка кипения».

В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» сотни студентов в течение двух дней принимают участие в тренинге предпринимательских компетенций, организатором которого является тренинговая площадка Северо-Кавказского федерального округа – Пятигорский государственный университет, оператором – Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), поставщиком – Университет «Иннополис».

На трёх площадках Точки кипения КБГУ со студентами занимаются бизнес-тренеры Игорь Носов, Светлана Кликун и Елена Дагер.

«Деловая бизнес-игра проходит очень увлекательно, – поделилась впечатлением студентка 3 курса институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Лаура Бичоева. – Наша команда предложила идею стартапа Viva scan, то есть капсулы для обследования пациента с целью обнаружения патологических заболеваний. Ребята были очень заинтересованы, работали без остановки над созданием проекта, планировали его реализацию, с высокой ответственностью отнеслись к защите стартапа. Мы узнали много нового об основах бизнеса – структуре предпринимательских компетенций, рынке продуктов технологического предпринимательства. Хочется отметить отличную организованность тренинга. Спикеры-тренеры – специалисты высокого класса. Мы благодарны руководству нашего института, администрации университета за предоставление студентам возможностей для повышения наших профессиональных и надпрофессиональных компетенций – теоретических и практических. Будем рады побывать вновь на таком познавательном тренинге».

Рассказав о том, как несколько лет назад он вместе с друзьями инициировал стартап, принесший доход в 76 млн руб., причем стартовый капитал составлял всего 400 рублей, с первых слов заинтриговал слушателей Игорь Носов – президент профессионального сообщества спикеров и экспертов «Слово», победитель конкурса «Лига лекторов» от Российского общества «Знание», финалист конкурса «Лидеры России» (топ-300 из 200 000), входит в топ-100 молодых экономических лидеров России по версии института Шуазель (L’Institut Choiseul, Франция), победитель конкурса «Бизнес-успех» «Опоры России», куратор федеральных образовательных проектов для предпринимателей, спикер федеральных программ АО «Деловая среда» и Synergy Global Forum.

У него мы поинтересовались, с какой аудиторией – мужской или женской – ему легче работать и в чем состоят гендерные различия в ходе тренингов.

– Мне интересно работать с ребятами, у которых глаза горят, которые полны идей, которым действительно интересна эта сфера деятельности.

– Ну а технических идей у кого больше – у парней или девушек?

– Раз на раз не приходится. Девушки порой бывают поскромнее и под натиском харизмы парней могут свою идею притушить, но, когда доходит дело до разработки, до истории, до исследования, до цифр, они обходят мужские команды на повороте, и презентации у них, как правило, более скрупулезно проработанные и качественные. Хотя идеи парней на старте кажутся боле выигрышными.

– Что предлагают парни и что девушки придумывают?

– У парней большая доля юмора в технологиях. Бывают истории, когда ребята, к примеру, мечтают запрограммировать автомат по выдаче хичинов через нейросеть.

– Понятно. Это связано с едой, с путем к сердцу мужчины через желудок 😊. А от девушек какие поступают предложения – по автоматическому пеленанию младенца?

– До этого еще не доходили, но истории с ежедневным подбором одежды для выхода – не редкость.

– Таких программ уже много…

– Программ много, а что по реализации, что по нашим стартапам, что по инвестициям? Есть куда расти, поэтому очень хочется верить, что на горизонте планирования 5-10 лет мы этим ребятам точно будем полезны.

– А вы им подсказываете пути – что необходимо? Например, есть в Китае (с их иероглифами), но нет у нас (на кириллице).

– Ух, как ставится вопрос! Наша задача – не положить им готовую еду в клювик. Наша задача – научить их мыслить, искать информацию. Раз уж идея пришла в голову человеку у нас здесь, в университете, то велика вероятность, что такая же мысль пришла в этот момент пятнадцати китайцам и восемнадцати индусам. Поэтому идея ничего не стоит, а стоят навыки ее реализации.

– А стоит проблема, условно говоря, на патентную чистоту?

– Честно скажу о моем личном отношении к вопросу использования индивидуальной собственности в нашей стране. С учетом импортозамещения, параллельного импорта и всего остального об этом можно пока не думать. Задача – выстрелить как можно быстрее, получить первых клиентов, первую аудиторию, получить результаты, а не вынашивать идею и защищать, думая, что её кто-то украдёт.

Идея ничего не стоит, если ребята наряду с проектом больше шести месяцев будут копировать. Это нормально. Задача – бежать впереди планеты всей.

– А надо ли патентовать? Здесь есть Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова – опорная организация Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) по Кабардино-Балкарской Республике.

– Ух ты! Это здорово! Если есть такая возможность, конечно, надо патентовать. Что там может быть? Полезные модели, код для ЭВМ, изобретения…

Но, знаете, часто нет объектов для регистрации. Максимум, ограничиваемся каким-нибудь депонированием и отправкой дизайна плюс товарный знак. Но это уже зачатки, которых хватит, потому что в студенческой среде ребята делают первые шаги, и какие-то реально наукоёмкие исследования, цифры, факты, материалы сложно получить. Но те навыки, которые студенты получают в ходе тренингов по технологическому предпринимательству и реализации своих проектов, им очень понадобятся в практической, в том числе профессиональной деятельности.

– Значит, имеющиеся подразделения службы по интеллектуальной собственности должны себя рекламировать и каждый студент должен знать о их существовании?

– В бизнесе много необходимых ниш. Зачастую бывает так: знаю, что они есть, но не знаю где. Если человеку понадобился какой-то инструмент и он знает о его наличии, обязательно найдет искомое.

Важно поместить в голову студента мысль, что такая возможность в его вузе есть. А когда возникнет необходимость, он вспомнит и найдет, к кому обратиться – это уже предпринимательские навыки.