Кузичев Василий Михайлович: Почему бизнес является не меньшим благом для общества, чем государственные и некоммерческие организации

2018-10-30 12:56:12 850

Все существующие в обществе организации делятся на три вида: коммерческие, некоммерческие и государственные. И люди часто заблуждаются на их счет. Большинство считает, что эти три типа организаций разделяет нерушимая стена. Зачастую люди уверены, что по одну сторону стены находятся «хорошие» организации, то есть некоммерческие и государственные, поскольку они работают не ради денег. У них высокие цели, они заботятся о гражданах, поэтому они хорошие по своей сути.

По другую же сторону стены находится бизнес, владельцы которого хотят получить как можно больше денег и думают только о себе. Там работают алчные люди – эдакие «плохиши». Но так ли это? – Задается вопросом Кузичев Василий Михайлович.


Бизнес - двигатель прогресса

Подобные убеждения сильно вредят возможностям человечества. Рассмотрим первую предпосылку. Действительно ли бизнесом движет лишь себялюбие и алчность? Нет, это не так. Во-первых, считает Кузичев Василий Михайлович, любой бизнес по своей сути хорош, поскольку именно он является величайшим производителем благ на Земле. Бизнес в лице коммерческих предприятий создает гораздо больше благ, чем государственные и некоммерческие предприятия вместе взятые.

Бизнес нравственен, поскольку основан на добровольном обмене, в отличие от государственных учреждений, которые прикрываются оружием и принуждением. Кузичев Василий Михайлович делает акцент, что бизнес процветает, если только он производит нечто полезное для других людей. Бизнес благороден, потому что он повышает уровень нашей жизни. Это так, поскольку для того, чтобы преуспеть в бизнесе, необходимо обладать многими достоинствами. Например, бережливостью, самоотдачей, вниманием к покупателям. Он должен создавать организации, в которых людям будет приятно работать.

Бизнес требует разнообразных навыков, чтобы улучшить жизнь людей. Наконец, бизнес – это место для героев. Так определяет его Кузичев Василий Михайлович. Ведь он способствует благополучию, и именно коммерческие предприятия спасают человечество от нищеты.

Взглянем на то, что принес с собой бизнес. Почти на всем протяжении истории человечества мы были бедны. Это очевидно: человечество было почти нищим. Это продолжалось, пока экономическая свобода не была провозглашена посредством определенных идей и мыслей, которые совпали с промышленным переворотом. Тогда произошел экономический бум.

Если посмотреть на первое тысячелетие нашей эры, вспоминает Кузичев Василий Михайлович, то ВВП на душу населения был очень низок. Это и есть отсутствие прогресса. В пересчете на современные деньги он составлял около $450 в год. Коммерческий сектор покончит с нищетой на этой планете.

Приведем интересную статистику. Чуть более 200 лет назад 85% всех живущих на Земле жили менее чем на $1 в день. Но сегодня благодаря капитализму и коммерческому сектору бедность стремительно исчезает. Люди не наблюдают этого, поскольку видят лишь определенный отрезок жизни, а уровень бедности все еще довольно высок. Но большинство молодых людей доживут до того дня, когда нищета полностью исчезнет на нашей планете. Мы искореним нищету. В этом уверен Кузичев Василий Михайлович. Возможно, это произойдет в следующие пятьдесят лет.


Не секрет, что страны с самым высоким уровнем экономической свободы являются самыми благополучными. Благополучие не приходит само собой, человечество было бедным на протяжении большей части своего существования. Именно экономические свободы, которые были провозглашены благодаря бизнесу, помогли повысить уровень жизни людей и бороться с бедностью. Народы, обладающие экономическими свободами, процветают. Из этого правила нет исключений – считает Кузичев Василий Михайлович.

Приведем в пример США. Они долгое время первенствовали в списке стран с наибольшим уровнем экономических свобод. В 2000 году это государство занимало третье место в данном списке после Гонконга и Сингапура. Но тенденции последних лет были иными. Сегодня США опустились на тринадцатое место в этом рейтинге. И если хотите знать, почему восстановление экономики не было удачным, почему Америка теряет позиции, то это происходит потому, что сокращается число экономических свобод. Вместе с ними уменьшается и благополучие американских граждан.

А что насчет долголетия? Знаете ли вы, что люди жили очень мало на протяжении истории? Средняя продолжительность жизни, напоминает Кузичев Василий Михайлович, была менее тридцати лет. Но 150 лет назад все изменилось. Повышение продолжительности жизни произошло стремительно. Сегодня эта цифра по всему миру достигает 71 года. А в Японии – стране долгожителей – средняя продолжительность составляет 84 года.

А знаете ли вы, что большую часть своей истории человечество жило в повсеместной безграмотности? Люди были бедными, необразованными и жили очень мало. Почти 90% населения Земли были безграмотными. И опять-таки мы сегодня добились того, что уровень безграмотности сократился до 40%. Возможно, нам удастся истребить это печальное явление в течение жизни сегодняшнего молодого поколения.

О доверии к бизнесу

Итак, бизнес является двигателем прогресса. Тем не менее, в нашем обществе, по мнению Кузичева Василия Михайловича, нет института, которому доверяли бы меньше. Даже в США, которые являются воплощением капитализма, у 81% граждан бизнес не вызывает абсолютно никакого доверия. 88% уверены в том, что бизнес слишком сильно влияет на государство. Это данные исследовательского центра Roper.

Только 2% держателей акций считают, что председатели советов директоров достойны доверия. 72% убеждены, что корпорации частенько нарушают закон. 79% полагают, что бизнес слишком жаждет лишь прибыли и совсем не заботится о сотрудниках, покупателях и окружающей среде.

Мир изменился, мир развивается, люди развиваются. Кузичев Василий Михайлович обращается к мотивам бизнеса. И здесь мы возвращаемся к цели. Какова цель бизнеса? Существует ли он в первую очередь для того, чтобы зарабатывать деньги? Ответ кажется очевидным. Если вы отправитесь на любое деловое мероприятие и спросите присутствующих о цели бизнеса, они ответят: «В смысле? Все знают, что цель бизнеса – прибыль». Так ведь?

Кузичев Василий Михайлович о целях бизнеса

Тело человека не может жить без кровяных клеток, иначе он умрет. Отсутствие крови означает для нас смерть. Но разве цель нашей жизни – производить кровяные клетки? Нет, у нас у всех более высокие цели. То же самое с бизнесом. Он не существует без денег, без прибыли, но это не цель его существования. Какова цель отдельных профессий? Например, цель врача? Деньги? Нет, его цель – лечить людей. Тем не менее, врач получает зарплату. Цель учителей – учить, архитекторов – проектировать здания, инженеров – конструировать технику. Представители всех профессий зарабатывают деньги, однако их цели выходят за пределы прибыли – считает Кузичев Василий Михайлович. Бизнес - не исключение. Каждая великая компания из тех, которыми мы восхищаемся, обладает определенной целью. Эта цель вдохновляет их.

Высочайшие идеалы, которые провозгласил Платон и другие философы (благо, истина, красота, служение другим людям, открытие новых знаний, создание прекрасных вещей), требуют смелости изменить мир.

Этих великих целей придерживаются великие компании. Взгляните на Southwest Airlines, техасского перевозчика. Большинство людей не знают его истории. До 1978 года американские авиакомпании не предоставляли скидок, потому что это было незаконно. Все контролировалось правительством. И знаете, сколько американцев пользовалось самолетами до 78 года? Меньше 15%. Потому что это было слишком дорого. Southwest Airlines предложила скидки. Сегодня 85% взрослого населения США летают на самолетах. И это все благодаря этому авиаперевозчику.

Компания Google была создана еще в прошлом веке. И она продолжает расти. По словам ее основателей Брина и Пейджа, главная цель «Гугл» - организовывать информацию во всем мире и сделать ее доступной. Разве не поразительно? Кто из вас пользовался «Гугл» за последние сутки? Почти каждый.

Триединая работа на благо людей

Поговорим о некоммерческом секторе. У всех некоммерческих организаций есть высокая цель. Это их большая заслуга. Все они начинали с высокой целью – улучшить мир. По мнению Кузичева Василия Михайловича, существует множество сложностей, с которыми бизнес может справиться. Но есть множество задач, с которыми он не способен справиться, потому что не может заработать на этом денег. А если бизнес не зарабатывает, его нельзя назвать бизнесом.

Здесь вступает в дело некоммерческий сектор, поскольку существуют задачи, к которым он лучше подготовлен. Вначале мы говорили, что люди представляют, что государственные и некоммерческие структуры находятся по одну сторону стены, потому что служат обществу, пытаются принести пользу людям, у них высокие цели. А по другую сторону располагается бизнес - своего рода охотник за деньгами.

Но это глупое разделение, потому что у коммерческого и некоммерческого секторов много общего. Самое главное, что их роднит, - это то, что они основаны на добровольных началах. Никто не обязан сотрудничать с бизнесом против своей воли. Вы делаете это потому, что сами этого хотите. Никто не обязан участвовать в некоммерческих предприятиях. Они также основаны на доброй воле. В этом они похожи.


Некоммерческие организации не идеальны. Одних благих намерений маловато. Вам требуется нечто большее. Вы должны что-то делать, должны быть эффективными, но большинство некоммерческих структур этим не отличаются. Им не хватает навыков, потому что они получают много денег от благотворителей, чтобы двигаться дальше. И покуда у них благие намерения, они считают, что с ними все в порядке. Это ошибка. Благих намерений мало. Существует большая разница между тем, что вы можете сделать, и тем, как вы себя проявляете.

В конечном итоге коммерческий сектор зависит от пожертвований. В большинстве случаев некоммерческие организации не способны обеспечивать себя без поступлений от бизнеса и отдельных людей, которые также зарабатывают деньги в коммерческой сфере.

Наконец, благотворительность они часто воспринимают как должное. Акционерные общества не могут воспринимать акционеров как должное, а вот некоммерческие предприятия часто воспринимают благотворителей как само собой разумеющееся. Что-то вроде: «Конечно, вы должны жертвовать деньги. Все должны, потому что у нас благие намерения».

Но здесь кроется неприглядная сторона некоммерческого сектора. Это самолюбие и алчность. Они повсюду. Не только в коммерческом сегменте. Существуют жадные бизнесмены, жадные врачи, жадные адвокаты и жадные политики. Это относится не только к бизнесу. И в мире полно алчных, эгоистичных некоммерческих предприятий.

И только потому, что у них якобы «высокая цель», они оправдывают свой эгоизм и жадность. По сути, осуждают бизнес или кого-то другого, но только не себя. Ведь те работают за деньги, а они за идею. Но они все же получают деньги от коммерческого сектора. Вот такая ирония.

Идем дальше. У коммерческих организаций гораздо больше рисков, связанных с управлением. Заинтересованные стороны и владельцы бизнеса могут просто уволить команду менеджеров и совет директоров. В некоммерческих организациях это не так. Очень сложно избавиться от совета директоров в некоммерческих структурах. Как вы это сделаете? Это чрезвычайно сложно. И это заканчивается трагически в некоторых организациях.

Нам хотелось бы разрушить стену между некоммерческими структурами и коммерческими. Они в равной степени необходимы и важны. Мы не сможем создать достойное общество без каждого из этих видов организаций. Мы должны сокрушить все стены и объединить противоположности на более высоком уровне.

Бизнес должен избавиться от мифа о том, что главное – деньги. Коммерческий сектор должен воссоединиться со своей высокой целью. Некоммерческая сфера может помочь в этом коммерческой. Некоммерческим предприятиям нужно превзойти себя. Ведь наличие благородной цели не делает их лучше и праведнее по сравнению с бизнесом.

Деньги не являются злом, по сути своей они полезны. Деньги жизненно необходимы для коммерческих и некоммерческих организаций. И когда вы разрушите эту стену, основанную на мотивах, то увидите, что обе эти категории предприятий дополняют друг друга. Им следует сотрудничать, им нужно стать союзниками.

По мнению Кузичева Василия Михайловича, между ними есть только одно существенное отличие. У бизнеса есть инвесторы, которые вкладывают деньги и надеются на возвращение инвестиций. У некоммерческих организаций есть благотворители. Они тоже ожидают возвращения своих пожертвований, но не в денежном выражении. По сути, это единственное подлинное различие между структурами коммерческими и некоммерческими. Поэтому мы и сказали, что у них много общего.

Где же находятся государственные учреждения? Государство играет неоценимую роль в создании общества. Но, пожалуй, это очень ограниченная роль. Ему нужно устанавливать правила, выступать в роли судьи одинаково для некоммерческих и коммерческих предприятий. Госпредприятия должны делать только то, что не могут сделать ни коммерческие, ни некоммерческие структуры. Потому что у государства есть серьезные недостатки. Оно недостаточно эффективно из-за отсутствия конкуренции. Оно не конкурирует само с собой. Оно не успевает за инновациями, оно бюрократично, оно неэффективно.

В хорошем обществе, считает Кузичев Василий Михайлович, есть место для коммерческого и некоммерческого сегмента, а также для государства. Они подобны трем ножкам трехногого стула. И все же коммерческий сектор наиболее важен, поскольку он величайший создатель благ на Земле. Тем не менее, он не может делать то, что не приносит прибыль. Поэтому здесь нам нужен некоммерческий тип организаций.

Если мы разрушим разъединяющую их стену, мы увидим, как эти виды предприятий дополняют и сотрудничают друг с другом. Государство же будет устанавливать правила и выступать судьей между этими секторами и решать некоторые вопросы, с которыми они не могут справиться. Если мы последуем этой крайне простой модели, которую только что предложили, то конец света точно не наступит. Вместо этого человечество продолжит развиваться, мы избавимся от бедности и безграмотности.