Механизм строительства римских дорог, которые существуют до наших дней

2022-02-05 11:27:40 2529
Хорошо бы построить такую дорогу, которая не развалится, не потрескается и не покроется ямами в течение 5 лет эксплуатации. А еще лучше 10 лет. О дороге на столетие или даже столетия остается только мечтать. А как насчет дороги, которая просуществует две тысячи лет? Думаете такое невозможно. А вот римляне фактически смогли сделать нечто подобное. Узнаем же все «грязные» секреты античного дорожного строительства.

Главный признак цивилизации


Многие мечтают о дороге, которая бы не разваливалась в течение нескольких лет после строительства. Никто и не думает о дорогах, которые смогли бы продержаться столетиями. Но как быть с путями, созданными древними римлянами? Ведь их дороги существуют уже тысячи лет. Разберемся, в чем секрет долголетия этих конструкций.

Читайте подробнее о строительстве дорог на сайт https://attika-biz.ru

Признак цивилизации

В древние времена вы могли беспрепятственно и с комфортом перемещаться по всему Средиземноморью. Дороги пронизывали большую часть территории. За 7 веков существования римляне проложили твердых дорог общей протяженностью примерно в два земных экватора. Дорожная сеть являлась одним из главных достижений римской цивилизации. Примечательно то, что современная картина европейского шоссе очень похожа на античную паутину римских дорог.

Однако не питайте надежд по поводу «секретной формулы» предков. Как и сегодня, дороги приходилось регулярно ремонтировать. Доказательством тому служат финансовые отчетности римлян. Бумаги, свидетельствующие о расходах на ремонт, сохранились и по сей день. Разумеется, технология строительства была передовой для того времени. Да и по тем дорогам не ездили многотонные фуры, развивающие скорость до 100 километров в час.

Однако в Риме были не только мощеные дороги. Также имелись грунтовые и гравиевые дороги. Но именно мощеные дорожные настилы символизировали могущество государства. Прежде всего дорога была важным стратегическим оружием, так как дорожные настилы позволяли максимально быстро перебросить свои войска. Интенсивный марш солдат колоннами, при скорости в 4-5 км/час, возможен только по хорошему дорожному покрытию. Поэтому, в большинстве своем, римские дороги строились легионерами.

На деле, заложение дорог в провинции, где размещался легион, считалось нормальной солдатской практикой. Легионеры занимались земельными и монтажными работами с завидной скоростью. Местные жители практически не допускались к процессу строительства. Римляне опасались вредительства на стратегически важном объекте.

Процесс заложения дороги

Детальное описание технологии строительства даны Марком Витрувием Поллионом (1 век н.э.), знаменитым римским архитектором и инженером. Строительство любой дороги начиналось с выкапывания двух параллельных канав вдоль всего маршрута. Обязательное расстояние между ними было от 2,5 до 4,5 м. Делалось это для разграничения зоны строительства, а также для получения информации об особенностях местной почвы. Затем пространство между канавами очищалось от грунта, в результате чего образовывался своеобразный ров. Обычно римляне старались добраться до твердых слоев земли или скального грунта на глубине около 1,5 м.

Затем шоссе закладывалось по технологии «слоеного пирога». Сначала укладывали слой «statumen» (то есть – опора) толщиной двадцать-пятьдесят сантиметров, состоявший из крупных неотесанных камней. Следующий этап – слой «rudus» (щебень). Его толщина составляет 20 сантиметров и состоит он из маленьких битых камней. Скрепляется слой связующей смесью – римским бетоном, состав которого сильно менялся в зависимости от местности, где велось строительство дороги. Третий слой – «nucleus» (в переводе – ядро). Толщина этого слоя составляла 15 сантиметров, а укладывался он из мелких остатков кирпича. Слой мог выступать непосредственно в роли дорожного настила, но в большинстве случаев римляне делали ещё одно наслоение, именуемое «pavimentum» (мостовая). Наполнение мостовой – крупные булыжники.

Часто, римские дороги закладывались в выпуклой форме, для того, чтобы во время сильных дождей вода стекала с настила. Римская империя являлась большим государством с развивающимся бюрократическим аппаратом и зарождающейся правовой системой. Имеются сведения, что строительство дорог так или иначе было связано с коррупцией и финансовыми махинациями.

Строительство всегда означало борьбу с рельефом. В каких-то случаях дорогу укладывали на насыпь, в других ситуациях прокладывали сквозь холмистую местность. Тяжелее всего давалось строительство дорог на болоте. Но и тут у римлян имелись собственные инженерные фишки. Болотистую местность и низины преодолевали с помощью насыпей и укрепления деревянных свай. Чаще всего на таких участках параллельно закладывали и дренажные каналы.

Примечательно то, что у римских лопат не имелось режущей части. Более того, сами инструменты изготавливались целиком из дерева. Лопатой пользовались только для разгребания земли и погрузки в телеги. Рыхлили почву с помощью тяпок.

Стратегическое значение

Прежде всего римские дороги закладывались для обеспечения беспрепятственной переброски войск на поле боя. Но так или иначе дороги приносили пользу и для экономики. Проложенные пути способствовали миграции населения, развитию почтовых служб и конечно же благоприятно влияли на торговлю. Уже во времена римлян на дорогах создавались специальные постоялые дворы для путешественников, а также для гонцов, ведь там они могли сменить лошадей.

Хоть римлянам и удалось достичь высоких достижений в развитии, но они так и не смогли создать географические карты, хотя бы отдаленно похожие на современные. В древнем Риме вовсе не было никаких графических карт. В те времена «картой» называлась книга, в которой содержались словесные описания, как добраться куда-нибудь из Рима. Для облегчения перемещений по дорогам, вдоль трасс устанавливались особые путевые столбы.