Соперничество Москвы и Санкт-Петербурга, равно как и спор ценителей Толстого и Достоевского за больший вклад в литературу, никогда не выявит победителя. Очевидно, что одни туристы предпочитают строгий европейский стиль питерских улиц ярмарочным площадям Москвы, другие просто строят карьеру в столице. Но, когда в выборе города дело доходит до транспортировки и хранении товара, туристические приоритеты теряют свою ценность. В этой статье мы поговорим о логистических компаниях и о том, где они работают лучше — в Питере или в Москве.
Москва
Даже если вы не планировали открывать свой бизнес в Белокаменной, трудно оспорить её преимущество как наиболее универсального и крупного транспортного узла. Авиационный, железнодорожный и автотранспорт, которые не обходятся без постов таможни, стекаются в центр. Причин тому несколько: это и географически благоприятное расположение города, и развитая инфраструктура, и богатая торговая история Москвы.
Кроме того, на столичном рынке труда значительно больше как молодых специалистов, так и опытных сотрудников. Но в столице маловероятно долгое время выпускать уникальную продукцию и поставлять её по всей России, не испытывая давления со стороны конкурентов, однако это станет дополнительным стимулом для внедрения инноваций в компании.
Однако всё не так легко, как кажется. Разветвлённость и масштабность оборачиваются дополнительными препятствиями в виде невероятно высоких расходов на аренду складов, на погрузку, доставку и разгрузку товаров, а также на оплату штата сотрудников. Центрально-российское ведение бизнеса вместе с большими связями несёт и большие риски во взяточничестве.
Другой проблемой может быть алчность владельца компании, который с ростом компании посчитает, что он имеет ставить цены на своё усмотрение. Стоит всерьёз задуматься, способен ли «город больших возможностей» дать вашему стартапу толчок для роста и чем вы готовы пожертвовать для достижения конечной цели.
Петербург
Санкт-Петербург приобрёл западные черты не только в архитектуре, но и в секторе бизнес-логистики. Его модель северо-европейского менеджмента основана, прежде всего, на транспортном коридоре, который ведёт из Финляндии и стран Прибалтики на север — в Архангельск и Мурманск, а также в Центральную Россию, где ключевым партнёром считается Москва.
Ориентированность на Запад — большое преимущество с точки зрения логистики производства для тех, кто планирует искать партнёров за рубежом, и Питер, помимо авиа- и железнодорожного сообщения, располагает также сетью морского транспорта. Так сложилось, что развитие логистической системы в Петербурге с европейским уклоном сформировало свой «круг интересов» на менее коррумпированном и надёжном к внешним воздействиям рынке. По этой причине многие европейские компании сначала снимают торговые площади в Северной столице и только затем, закрепившись на российском рынке, переезжают в Москву.
Безусловно, основная доля расходов тоже будет меньше, в отличие от столицы, однако если у вас нет желания расширять свой бизнес по всей России, то небольшие города станут более перспективной платформой для старта. Исследуйте географию ваших клиентов и обратите внимание на то, сколько времени и сколько денег уходит на доставку товара из точки А в точку Б. Казалось бы, это базовое правило несложно усвоить, тем не менее, с проблемой выстраивания логистической цепи сталкиваются многие.
Вопрос не в том, как проявит себя логистика в Москве или в Санкт-Петербурге: лучше или хуже, прибыльнее или убыточнее, вопрос в другом — кадрах. На них строится ваш успех и, соответственно, успешность компании на российском рынке. Задайте себе вопрос, на какой региональный охват вы рассчитываете, и не забывайте быть ближе к клиентам. Какие бы золотые горы ни обещали вашей компании, начинайте свой бизнес с минимальными расходами в транспортировке и помните, что интересы клиентов важнее сиюминутной прибыли. Тогда вы сможете окончательно решить, что подойдёт вам больше: Москва или Питер. И никакие внешние факторы и колебания рынка не помешают.