Как обеспечить добросовестную конкуренцию на рекламном рынке? Меморандум комиссии по этике АКАР

2024-01-10 11:57:38 Время чтения 5 мин 130

В условиях постоянного информационного шума и общей трансформации рынка на первый план выходит вопрос о соблюдении этических норм участниками рекламной индустрии. Нарушение тендерных процедур является наиболее серьезной проблемой. Согласно исследованию АКАР, 50% агентств сталкивались с неэтичными тендерами в 2022 году. В связи с этим Меморандум о добросовестной конкуренции АКАР не теряет своей актуальности. Документ закрепляет этические принципы добросовестной конкуренции между членами ассоциации и предоставляет механизм реагирования профессионального сообщества на действия, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию игроков рынка.

Современный рекламный рынок является конкурентным, подвижным и динамичным. Как отмечает, Екатерина Селявина, сопредседатель комиссии по этике АКАР, президент коммуникационной группы MOV!E, в последнее время в индустрии появилось много новых игроков: агентств, СМИ, селлеров. Более того, по данным НРА, в этом году на рынок вышло 700 новых рекламодателей. Активное появление отечественных компаний стимулирует конкуренцию и, как следствие, положительно влияет на динамику индустрии. Однако новые участники не знакомы с этическими нормами в сфере рекламы. Именно поэтому актуальность Меморандума возрастает: неэтичное поведение подрывает идею конкуренции. Необходимо формировать новую экосистему рекламного рынка и следить за соблюдением законов этики, чтобы сохранить здоровое соперничество и способствовать стабильному развитию отрасли.

Меморандум является обязательным для всех компаний, входящих АКАР. Подписывая его, участники отказываются от распространения необоснованных и бездоказательных высказываний о деятельности представителей рекламной индустрии. Любые необоснованные и бездоказательные высказывания и публикации в СМИ, которые могут нанести ущерб деловой репутации компании, признаются ассоциацией недобросовестной конкуренцией.

Екатерина Селявина
Сопредседатель комиссии по этике АКАР, президент коммуникационной группы MOV!E
Игроки вступили в поле отношений, а у отношений есть свои законы и принципы, их необходимо знать и соблюдать. Мы в комиссии работаем над тем, чтобы все члены АКАР больше узнали о важном в отрасли, подписали данный меморандум. Он должен быть акцептован и у крупных игроков, которые поменяли своих акционеров и действуют по утвержденным правилам, также все новые участники, вступающие в ассоциацию, будут подписывать данное соглашение. Это и есть регулирование рынка.

Нарушение тендерных процедур является актуальной проблемой рекламной индустрии. С фейковыми конкурсами, по оценке АКАР, сталкиваются 50% игроков рынка. Больше всего таких тендеров проводят в сфере медиа.

Меморандум не только закрепляет нормы деловой этики как отраслевой стандарт, но и дает участникам дополнительные инструменты для защиты в случаях нарушений. Агентство вправе направить жалобу в комиссию по этике в случае нарушения меморандума членами ассоциации. По итогам рассмотрения заявления эксперты могут обратиться в СМИ с просьбой об опровержении материала, провести встречу конфликтующих сторон, вынести на обсуждение вопрос об исключении компании из состава АКАР. 

Комиссия по этике призвана помочь агентствам.

Екатерина Селявина
Сопредседатель комиссии по этике АКАР, президент коммуникационной группы MOV!E
Если рекламодатель открыт к диалогу, мы разъясняем всем сторонам, как принято работать на рынке. Часто, когда клиент немотивированно отказывается платить, мы можем привлечь экспертов и дать заключение о соответствии-несоответствии услуг креативному решению и брифу. Также такие заключения помогают и в судебных спорах, когда необходимо экспертное мнение. На моей практике в ряде случаев это помогло.

Ознакомиться с Меморандумом