Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

От семи залов

Крупнейшая киносеть «Синема парк» поглотила сеть Kinostar de Luxe. Главный мотив сделки не наращивание числа экранов, а повышение эффективности бизнеса

Кинотеатры, построенные по собственному проекту, — основа концепции сети «Синема парк», входящей в группу «Профмедиа». «Все наши здания выполнены по единым стандартам. Должна быть определенная высота потолков, расположение залов, фойе и зон отдыха. Мы никогда не беремся за реконструкцию советских кинотеатров — их приходится выстраивать исходя из силового каркаса старого здания, это приводит к неэффективному использованию площадей: фойе может получиться маленьким, что будет сдерживать поток, а служебные помещения — большими, а это затратно», — говорит Сергей Китин, генеральный директор сети.

Концепция Kinostar de Luxe оказалась точно такой же. Поэтому «Синема парк», и без того лидировавшая на рынке по количеству кинозалов (см. график 1), купила 100% акций Rising Star Media, управляющей сетью Kinostar de Luxe. Цель поглощения — добиться синергии по всем направлениям — в закупке прав на показ картин, в продаже кинорекламы, в операционной деятельности — благодаря тому, что обе сети ориентированы на многозальные кинотеатры и цифровой кинопоказ.

В Москву

Впрочем, первое, что дала «Синема парку» покупка Kinostar de Luxe, — это усиление позиций на московском рынке. У «Синема парка» было всего четыре кинотеатра в Москве, что объясняется сравнительно поздним его приходом в этот бизнес. Когда в 2004 году компания открывала свой первый объект в торговом центре на Калужской, в столице уже работало 74 кинотеатра с 188 экранами, и, по данным «Невафильм Research», это была чуть ли не треть всех российских экранов (сейчас 20%). Что касается крупнейших игроков, то в их активах доля Москвы еще выше. «Каро фильм», работающий с 1997 года, управляет 17 кинотеатрами в Москве и 14 в регионах. У «Формулы кино», открывшей в 2002 году первый российский мультиплекс на девять залов, 12 из 13 кинотеатров расположены в Москве. У «Люксора», вышедшего на рынок в 2002 году, семь кинотеатров в Москве и столько же в Московской области, а в других регионах — всего четыре.

Kinostar de Luxe, тоже предпочитавший делать бизнес в столицах, имеет четыре кинотеатра в Москве и два в Санкт-Петербурге. Так что теперь «Синема парк» удвоил число своих московских объектов. При этом его выручка на этом рынке увеличилась еще больше. Дело в том, что объекты Kinostar de Luxe имеют 11–15 залов, тогда как у «Синема парка» — до 10; к тому же они расположены в ТЦ со сверхвысокой проходимостью — «Мега» и «Метрополис», а ТЦ, где расположены кинотеатры «Синема парка», не входят в первую десятку.

На первых ролях

Собственно, не удовлетворенный тем, что вынужден довольствоваться вторыми ролями в Москве, «Синема парк» давно сосредоточил свои основные усилия по развитию бизнеса в регионах. И оказался очень эффективным. Сейчас у компании есть кинотеатры в 15 городах страны (больше только у «Киномакса» — 19 городов и у «Премьер-зала», объединяющего разных владельцев залов в 30 городах, в основном в Свердловской области). Там она строила свои объекты не в окраинных ТЦ, а в центре города, делая их главными городскими кинозалами, где проходят премьерные показы. Самые посещаемые кинотеатры сети, в Новосибирске и Тюмени, пропускают около 1,2 млн зрителей в год, что, по словам Сергея Китина, соответствует показателям хороших московских кинотеатров. В результате, владея примерно 7% российских экранов, компания еще до сделки захватила более 10% рынка кинопоказа, объем которого — примерно 1 млрд долларов.

Кроме отсутствия конкуренции и высокого отложенного спроса, объясняющегося острой нехваткой кинотеатров в России (см. график 2), успеху «Синема парка» в регионах способствовал особый формат кинотеатра.

«До нашего открытия в Тюмени там продавали около 350 тысяч билетов в год при населении 600 тысяч человек. В первый же год существования в наш кинотеатр пришел миллионный посетитель», — рассказал Сергей Китин. До этого самым большим кинотеатром Тюмени был четырехзальник, а «Синема парк» построил объект на восемь залов. В компании рассчитали, что в городах-миллионниках меньше строить не имеет смысла; более того, и при населении города 300 тысяч человек нижняя планка эффективности — семь залов. Скорее «Синема парк» готов варьировать наполняемость залов, чем их количество: например, в маленьких городах премьерный зал рассчитан на 350 мест, а в миллионниках — на 500.

Преимущество многозальных кинотеатров — обширный репертуар. Громкие премьеры можно показывать одновременно в трех-четырех залах, и при этом останется возможность демонстрировать другие фильмы. Но особенно это преимущество важно в непиковые для кинотеатров периоды — будние дни и в отсутствие популярных премьер. Ведь если у зрителя нет конкретной цели, что именно смотреть, он пойдет в кинотеатр с большим выбором фильмов. По статистике, половина посетителей решает, какой фильм посмотреть, уже в кинотеатре. Широкий репертуар способствует и частоте походов в кино: ядро аудитории кинотеатров — люди в возрасте 15–25 лет начинают ходить в кино чаще одного раза в месяц, хотя до появления в городе мультиплекса ходили раз в два-три месяца.

Дополнительные деньги «Синема парку» приносит архитектура кинотеатров. При проектировании объекта закладывается одна кинопроекционная на весь кинотеатр, в результате для обслуживания десятизального кинотеатра хватает двух-трех киномехаников, тогда как с отдельными кинопроекционными во всех залах требовалось бы по человеку. Благодаря этому даже при минимальной посещаемости гарантирована рентабельность по EBITDA 20%, при нормальной же посещаемости она доходит до 25%. По словам аналитиков, это высший показатель среди лидеров рынка кинопоказа, которые не дотягивают до 20%.

Но в компании не считают это пределом и планируют получить дополнительные 1–2 процентных пункта рентабельности за счет полного перехода на цифровой формат, который осуществят за два года. Экономия достигается в логистике: цифровую версию можно передать онлайн, вместо того чтобы везти 30-килограммовую бобину, что особенно важно при широте географического покрытия «Синема парка». Кроме того, пленку с рекламой не нужно подклеивать к пленке с фильмом.

Эта технология используется в России с 2006 года, и все кинотеатры постепенно на нее переходят, но «Синема парк» и Kinostar de Luxe оказались впереди. У «Синема парка» в цифровом формате более половины залов, а у Kinostar de Luxe — под 80%, тогда как в среднем по рынку этот показатель составляет менее 40%. Более того, обе сети лидируют по внедрению IMAX — цифровой технологии, обеспечивающей максимальное «ощущение присутствия» при просмотре 3D: у них девять таких залов из имеющихся в стране 12.

Разборчивый поглотитель

Объединение двух сетей выгодно и с точки зрения роста объема бизнеса. Крупные сети, обеспечивающие до 20% кассовых сборов, имеют возможность отстаивать свои интересы перед дистрибутором, который в противном случае может оказывать на кинопрокатчика нешуточное давление, уверен Александр Лужин, аналитик исследовательской компании Movie Research. За счет эффекта масштаба должны вырасти и продажи рекламы; сейчас это лишь 2% от оборота «Синема парка», который составляет 170 млн долларов. В следующем году компания планирует увеличить рекламную долю до 3%. В то же время кинотеатры в Америке и Европе зарабатывают на рекламе до 10% выручки, так что «Синема парку» есть к чему стремиться. В связи с этим возникает вопрос о возможностях дальнейшего роста сети.

Дело в том, что масса технических требований, предъявляемых в «Синема парке» к кинотеатрам (помимо количества залов и архитектуры учитывается высота экрана, угол обзора и проч.), сделала Kinostar de Luxe единственным пригодным для поглощения активом. К нему в «Синема парке» присматривались с 2009 года, когда его американский владелец National Amusement начал распродавать свои кинотеатры по всему миру. Больше, по словам Сергея Китина, поглощать на рынке некого, и «Синема парк» может расти только органически.

Между тем участники рынка уверены, что скоро слияния и поглощения других сетей, которые не так строго придерживаются единства форматов, позволят им догнать лидера рынка по количеству экранов. И тогда внешние выгоды от большого объема бизнеса достанутся им, хотя бы и в ущерб внутренней эффективности.



Напалкова Анастасия

Журнал "Эксперт"
15.06.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов